Звуковая карта с midi входом
Звуковая карта с midi входом
Я увлекаюсь старыми компьютерами (смотри «Призраки прошлого» и Старые PC), и старыми играми тоже. В старые игрушки поиграть хочется иногда, но держать ради этого системный блок в маленькой квартире не очень удобно. Выход был найден — я достал ноутбук уровня Celeron 500. Однако у него встроенный звук SigmaTel, а это значит, что в чистом ДОСе звука не послушать. Вот и задался я найти б/у звуковую карту pcmcia с поддержкой под ДОСом. Результаты поиска по Google и Rндекс я вам тут и предлагаю. Правда, получился обзор почти всех старых pcmcia-карт, а не только тех, которые могут работать под ДОСом.
Оговорюсь сразу — речь пойдет о старых 16-битных звуковых pcmcia-картах, потому что современная карта SB Audigy 2 ZS под ДОСом функционировать не может, а остальные карты, типа Echo Indigo, достаточно современны и дороги, чтобы был смысл их обсуждать в этом ключе. Впрочем, если про современные карты я узнаю информацию касательно их использования под ДОС, то я обязательно добавлю этот материал сюда.
В результате поисков звуковых карт я нашел информацию о существовании, а также краткие обзоры или описания, следующих моделей:
- DSP Solutions PORT*ABLE sound,
- I/OMagic Tempo Audio.
- NewMedia .GAMEjammer и .WAVjammer,
- IBM 3d sound card,
- Fujitsu (ess1688),
- Exp Cd multimedia combo,
- Argosy,
- AB Soft AB-SOUND PCMCIA,
- Turtle Beach Audio Advantage,
- Roland SCP-55B Sound Canvas,
- Steinberg Nuendo Audiolink 96 Mobile,
- TDK MC8001 GM wavetable
- TDK DMC9000 plus GM
- Yamaha PCC10XG
- MediaVision Pro Audio pcmcia,
- MediaVision Sound,
Вероятно, были и другие, но о них я если что-то и находил, то это были только упоминания в прайсах и каталогах, содержащие в названии слова «sound» и «pcmcia», и ничего больше. Краткий обзор перечисленных мной карт я и попробую сделать здесь.
Первыми я «оборзею» те карты, информации по которым у меня крайне мало (если сами карты или информация о них попадет вам в руки — свяжитесь со мной, я с удовольствием обсужу вопрос об их перемещении ко мне), а последней опишу MediaVision, которая недавно появилась в моих запасниках.
DSP Solutions PORT*ABLE sound
Эта звуковая карта типа II SoundBlaster-совместима, за исключением DOS-программ, работающих с DOS-экстендерами. Однако под Windows все ДОС-игры идут с полным звуковым сопровождением (например, Duke Nukem 3D, Doom). Может воспроизводить одновременно MIDI и WAVE-файлы. Имеет встроенный микрофон, динамик, стереоджек для наушников и регулятор громкости. Может воспроизводить звук как в восьмибитном, так и в шестнадцатибитном режиме. Поддерживает различные форматы компрессии в реальном времени. Существовала также версия Portable Sound Plus — подключалась к LPT-порту.
I/OMagic Tempo Audio
Эта карта типа II совместима с AdLib, Cardinal Audio, Sound Blaster, Windows Sound System. Она может записывать 8- и 12-битный стереозвук, имеет четырехоператорный FM-синтезатор, 32K буфера «на борту», полную поддержку воспроизведения MIDI и выходной MIDI-интерфейс. В комплекте есть драйверы под Windows.
NewMedia .WAVjammer
16-разрядная карта (воспроизводит 16-битный стереозвук) типа I. Имеет FM-синтезатор, dma-буфер 32 Кб, и низкое энергопотребление (100mA в рабочем режиме, и 1mA в режиме ожидания). В комплекте идет выкидушка с двумя выходами (линейный и на наушники) и двумя входами (линейный и микрофон). Совместима с Microsoft Windows Sound System 2.0, Sound Blaster и Ad Lib.
NewMedia .GAMEjammer
8-битная type-II монозвуковая карта со встроенным динамиком. Имеет на выкидушке порты для подключения джойстика и MIDI (вход, выход, сквозной), микрофонный и линейный входы, и линейный выход. Cовместима с Adlib и Sound Blaster для работы под Windows 3.xx или Windows 95. Поддерживает усовершенствованную систему потребления мощности (APM) — при неиспользовании энергии практически не потребляет. Опциональный миди-адаптер позволял подключать до 16 миди-устройств одновременно.
IBM 3d sound card
По отзывам, эта карта работает во множестве игр, потому что у нее одна из самых лучших программная и аппаратная эмуляция Sound Blaster. Также имеется на ней и волновая таблица (wavetable), и опциональная возможность подключать джойстики и midi-устройства. Зато не анонсирована поддержка Windows 95.
Fujitsu (ess1688)
Эта 16-разрядная звуковая карта сделана на базе чипсета ESS1688. Она работает под Windows 3.1 и Windows 95. MIDI-звук поддерживается только под DOS (цифрового звука не будет). Под Win95 виндовые игры звучат как надо, а вот DOS-игры вообще не звучат (ни MID, ни WAVE). Для меня это странно — на чипе ESS1688 звуковые карты на стационарных компах под ДОСом прекрасно работают.
Exp Cd multimedia combo
Этот комбайн из привода компакт-дисков и звуковой карты обещает настоящую, аппаратную, совместимость с Sound Blaster Pro, в отличии от других карт. Интересно, как они смогли решить проблему DMA на PCMCIA? По-любому, если обещание выполнено, то это круто. Звуковая карта имеет две выкидушки: звуковую (с динамиком, микрофоном, и т.п.), и для привода компакт-дисков. Есть драйверы для Windows 95, и карту можно использовать и для звука, и с приводом одновременно. Все это может питаться от аккумулятора ноутбука, от батареек АА, или от внешнего блока питания. Один минус — привод для компакт-дисков очень тяжелый, весит больше килограмма. Также вроде бы существует версия чисто звуковая, без привода.
Судя по всему, это версия Exp Cd multimedia combo, но только как звуковая, без CD-ROM.
AB Soft AB-SOUND PCMCIA
По характеристикам очень даже хорошая карта (type I). Она может воспроизводить 16-разрядный стереозвук, имеет fm-синтезатор и поддерживает ДОС и Windows 3.1. Также в выкидушке к ней встроен микрофон, монодинамик, есть регулировка громкости, линейный вход и линейный и микрофонный выходы. Обещается полная совместимость с SoundBlaster Pro, SoundBlaster 2.0 и Adlib. По некоторым данным она поддерживает даже Windows 95/98 и совместима с Sound Blaster 16.
Turtle Beach Audio Advantage
Если все, что вам нужно, это моно-звук под Windows, то можете обратить внимание на эту карту. Это 12-битное устройство типа II имеет три разных типа коннекторов, два полных мидипорта (MIDI In, MIDI Out, и MIDI Thru), и систему энергосбережения.
Roland SCP-55B Sound Canvas
Ооо, эта известная продвинутая фирма делала и тогда, и, по-моему, делает и сейчас профессиональные синтезаторы. Свою звуковую карту она тоже сделала крутой — она считалась хорошим выбором для профессионалов. Эта карта типа II обеспечивает великолепный волновой синтез и 16-битный звук. Она включает в себя: Roland Sound Canvas (SC-55mkII); General MIDI, Roland GS, волновой синтез Roland RS-PCM; 28-голосная полифония, 16 MIDI-каналов; 354 GM- и GS-инструментов, 9 комплектов ударных и 47 SFX-вариаций; эффект-процессор (8 типов реверберации и 8 типов хоруса). Вобщем, эта карта в то время считалась даже профессиональной, и использовалась музыкантами. Выкидушки были двух типов: на одной имелся выход на наушники, а на другой (MCB-3) — миди-интерфейс и выходы на наушники и линейный и линейный же вход. Карта не была SoundBlaster-совместимой, но поддерживалась играми и программами вполне неплохо. Явно работал в DOS, и, скорей всего, в Windows 3.x.
Steinberg Nuendo Audiolink 96 Mobile
Об этой карте я смог узнать только то, что она вроде бы вполне профессиональная, и что она под CardBus, а не под старый PCMCIA. Также она поддерживается Windows и MacOS. Про DOS сведений у меня нет.
TDK MC8001 GM wavetable
Предтеча TDK DMC9000, поэтому схожа с ней по характеристикам (см.ниже), только памяти в два раза меньше.
TDK DMC9000 plus GM
Звуковая карта, совместимая с Windows’95, и о ДОС сведений нет, поэтому особо расписывать не буду. Тип — PCMCIA Type II, Main sounds — GM / GS, preset sounds — 325, ПЗУ — 4MB, тип DSP — EMU8000, ОЗУ — 2MB, голосов — 32, каналов — 16, эффекты — Reverb/Chorus/Delay. Были некоторые упоминания о том, что эта карта, как и MC8001, совместима с SB AWE64. Также существовали очень похожие на нее звуковые карты с названием EMU 8710PS.
Yamaha PCC10XG
Еще одна хорошая (Ямаха неплохие синтезаторы делала), но виндовзная карточка. Вкратце: Tone Generation Method — AWM2, Maximum Polyphony — 32 notes, Internal Voices — Total 676 sounds and 21 drum sets, XG — 480 sounds+11 drum sets, TG300B — 579+10 drum sets, Play Modes — XG и TG300B, Эффекты -Reverb (11 типов), Chorus (11 типов), Variation (43 типа).
MediaVision Pro Audio pcmcia
Это карта типа II, полностью совместимая со стандартами Level 1 и Level 2 MPC. Поддерживает 16-битный звук до 48 kHz, и полностью совместима с Sound Blaster и Ad Lib. Имеет FM-синтезатор, встроенный MIDI-интерфейс, и даже порт джойстика, и поддерживает компрессию аудио.
MediaVision Sound
По этой карте у меня больше всего информации — ведь я имею ее лично 🙂 Я ее опишу в марте 2006.
Как подключить синтезатор к компьютеру или ноутбуку
Персональный компьютер (ПК) уже давно занял лидирующее место среди бытовых электронных устройств. Это универсальная справочная система, и полноценный мультимедийный центр. Не все пользователи знают, что к ПК или ноутбуку можно подключать электронные музыкальные инструменты. Это может быть электрогитара, драм-бокс или клавишная система. Подключение музыкальных инструментов может осуществляться несколькими способами. Для работы музыкальных внешних систем с ПК нужно иметь хорошую звуковую карту, установленную в разъём материнской платы.
Как подключить синтезатор к компьютеру
Прежде чем задавать вопрос можно ли подключить синтезатор к компьютеру, нужно разобраться для чего это делается.Электромузыкальный блок синтеза звука (ЭМС) имитирует звучание всех инструментов большого симфонического оркестра.На этом инструменте легкоизвлекаются сотни звуковых эффектов, которые могут использоваться в музыкальных партитурах. Это шум дождя, морских волн, свист ветра, крики птиц или звуки, не существующие в природе. Для музыканта или композитора работа с ЭМС предоставляет неограниченные возможности для создания музыкальных произведений. Удобно работать с электронным звуковым блоком дома, так как весь оркестр находится под рукой.
Можно писать партии струнных, духовых, ударных инструментов, а при аранжировке музыкального произведения менять темп, ритмику, отдельные ноты. Если подключить микрофон, то с помощью компьютера можно создавать музыкальные произведения с многоголосым вокалом и музыкальным сопровождением на уровне симфонического оркестра. Для создания музыкальных партий требуется ПК с жёстким диском большой ёмкости. Сего помощью можно писать партии по отдельности, далее группируя их, накладывая друг на друга. Подключение синтезатора к компьютеру делает творческий процесс в создании музыки доступным даже для новичков.
Как подключить синтезатор к ноутбуку
Чтобы выяснить, как подключить синтезатор к ПК, нужно выбрать интерфейс. Звуковые контроллеры ПК могут иметьMIDI-разъёмы, которые являются основными для электромузыкальных инструментов.
На ноутбуках таких интерфейсов нет, поэтому подключение устройств может быть организовано только через порт USB. Кабель для подключения синтезатора к компьютеру представляет переходник. На одной его стороне имеется разъём цилиндрической формы с пятью штырьками, а на другой – стандартный USB коннектор. Чтобы музыкальная система успешно работала, потребуется следующее:
- Кабель для физического соединения ЭМС и компьютера
- Управляющая программа-секвенсор
Если на заднюю панель ЭМС выведено USB гнездо, то для подключения ноутбука и ЭМС применяется кабель с двумя разъёмами USB.
Кроме ЭМС к ноутбуку или компьютеру можно подключить MIDI клавиатуру. В этом случае обязательна установка специальной программы. MIDIклавиатура или контроллер, не имеет электронной системы генерации звуков, поэтому звуковые файлы загружаются в ПК с помощью программного обеспечения. Сама клавиатура без компьютера ничего не умеет, поэтому для сценического исполнения она не используется, а для домашней студии будет самым удобным решением.
Как подключить синтезатор к компьютеру через USB
Подключение синтезатора к компьютеру через USB ничем не отличается от подключения таких внешних устройств как принтеры, сканеры или графические планшеты. Сначала нужно соединить устройства кабелем и затем запустить установку управляющей программы. Если эти действия выполнить в обратном порядке, программа не увидит внешнее музыкальное устройство. Есть много программ для написания музыки с использованием ЭМС и ПК:
- FL Studio
- Orion
- CuBase 5
- VanGuard
Лидером в этом списке, по мнению опытных музыкантов, является FLStudio. Этот секвенсор обладает очень большим количеством инструментов, тембров и эффектов. Он позволяет создавать музыкальные произведения любого уровня сложности. Композиции можно записывать, редактировать, сохраняя в разных форматах. Самые мощные программы платные. Они предназначены для профессиональных композиторов и аранжировщиков. Если требования к музыкальным характеристикам, не слишком высокие, то можно воспользоваться следующими бесплатными или условно бесплатными программами:
- SunVox
- Nano Studio
- DarkWave Studio
Эти программные продукты обладают ограниченным набором функций, не самым удобным пользовательским интерфейсом, но для начинающих музыкантов они будут доступным решением. Если через USBинтерфейс подключить не синтезатор, а MIDI клавиатуру, то не нужен дополнительный источник питания. Контроллер потребляет очень мало энергии и для его питания достаточно напряжения в разъеме USB. Синтезатор с USB подключением к компьютеру получает питание от отдельного источника.
Как подключить синтезатор к компьютеру через MIDI
Подключение синтезатора к компьютеру через MIDI считается классической схемой.На задней панели синтезатора установлены три таких разъёма. Они маркируются MIDI-In, MIDI-Out и MIDI-Trough.Это гнёзда «Вход», «Выход» и «Сквозной». Такая конфигурация позволяет, используя только одну MIDI клавиатуру, управлять несколькими ЭМС или электронными блоками синтеза звука. Остальные устройства могут не иметь своей клавиатуры. Музыкальный интерфейс, позволяет синтезатор без USB подключить к компу.
Обычно для этой цели используется внешняя звуковая карта, которая устанавливается в разъём на материнской плате. На некоторых звуковых контроллерах разъём MIDIне предусмотрен, но имеется 15-штырьковый разъём D-SUB.В этом случае используется специальный провод для подключения синтезатора к компьютеру. На одной стороне кабеля расположены круглые разъёмы «In» и «Out», а на другой 15-штырьковый разъём или USB. В этом случае проблем, как подключить синтезатор к компу, не возникнет.
После соединения ЭМС и ПК необходимо загрузить и установить выбранную программу. В разных моделях устройств имеются свои собственные настройки, которые нужно использовать для контроля обмена информацией между блоками и дальнейшей работы.Для подключения к одной клавиатуре нескольких узлов электронного синтеза звука используется разъём MIDI -Trough. Выход одного ЭМС с «Out» подключается к входу второго «In». Эта же команда оказывается на разъёме «Trough» и её можно подать на следующее устройство. Таким образом, нажатие клавиши на первом устройстве активирует такой же процесс на втором и третьем блоке. Если каждая система настроена на синтез разных звуков, то получится эффект многоголосия, который часто применяется в партитурах симфонических оркестров. Выходы устройств можно микшировать и в компьютере записывать в разных сочетаниях. Подключение синтезатора к персональному компьютеру обеспечивает, как профессиональных композиторов, так и новичков, уникальным инструментом для создания музыки.
Как выбрать звуковую карту для своего персонального компьютера?
Во-первых, для обеспечения звукового сопровождения выполняемых программ. Когда Вы играете на компьютере, занимаетесь изучением иностранного языка, прослушиваете аудио компакт-диск, смотрите видеофильм или слушаете новости через Интернет, звуковая карта Вашего компьютера получает данные, содержащие звуковую информацию, и превращает их в звуки, которые Вы слышите.
Во-вторых, для записи звука. Когда Вы говорите в микрофон, подключенный к звуковой карте, либо играете на электронном музыкальном инструменте, подключенном к Вашему компьютеру, звук преобразуется в данные, которые могут быть записаны на жесткий диск или посланы через Интернет.
В-третьих, для обработки звука. На компьютере можно выполнять те же операции, что и в аудиостудии: микшировать звук, добавлять различные звуковые эффекты, накладывать фоновую мелодию и т.п.
Звук представляет из себя набор волн различной длины (или частоты). Человеческое ухо слышит звуки с частотой от 20Hz до 20kHz. Когда звук при помощи, например, микрофона преобразуется в электрический сигнал, он также является набором волн, но уже не звуковых, а электрических. В этом виде звук уже можно записывать и хранить, так, собственно, и происходит при аналоговой записи на магнитную ленту или грампластинку. Но в компьютере звук в таком виде обрабатывать и хранить нельзя, так как компьютер может воспринимать только дискретную информацию. Поэтому аналоговый звуковой сигнал нужно преобразовать в цифровую форму.
Делается это так. Амплитуду непрерывного аналогового сигнала фиксируют(квантуют) с постоянной частотой, достаточной для последующего воспроизведения этого сигнала. Считается, что любой звуковой сигнал может быть воспроизведен с достаточно высоким качеством при частоте квантования 44,1kHz, т.е. при частоте, которая вдвое превышает порог слышимости (примерно 22kHz). Именно такая частота квантования принята в качестве стандарта для аудио компакт-дисков. Частота квантования может быть и меньше, но при этом качество звука будет хуже. Например, качество плохой телефонной линии примерно соответствует частоте квантования 5,5kHz.
Амплитуду сигнала фиксируют с разрядностью 8 или 16 бит. В первом случае будет различимо 256 уровней громкости, во втором — 65,536. Компакт-диск записывается с разрешением 16 бит, причем запись выполняется по двум стерео-каналам. Аудио компакт-диск с продолжительностью записи 60 минут содержит в себе примерно 600Mb цифровых данных:
44100Hz * 16bit * 2 канала / 8 * 60sec * 60min = 635,040,000 байт.
Таким образом, представление звука в цифровом виде требует больших объемов памяти. Файлы, которые содержат звук в таком формате, имеют расширение .wav.
Существует еще одна форма представления звука, пригодная для обработки на компьютере — это миди-формат (файлы с расширением .mid). Этот формат можно сравнить с нотной записью или партитурой — записываются не сами звуки, а их условные обозначения, причем не только ноты, но и инструменты. Стандарт General Midi (GM) включает 128 определенных музыкальных инструментов, каждому из которых соответствует конкретный номер. Миди-формат гораздо компактнее, чем стандартная цифровая запись — примерно в 200 — 1000 раз.
Миди-формат широко используется в различных компьютерных приложениях — играх, музыкальных энциклопедиях и т.п. К звуковой карте можно подключить миди-клавиатуру — музыкальный инструмент, который передает звуковые данные в компьютер в миди-формате.
Существует два способа. Первый называется частотной модуляцией. Он заключается в том, что звуковая карта по специальному алгоритму генерирует сигнал определенной частоты, соответствующий записи в миди-файле. Поскольку смоделировать натуральное звучание музыкального инструмента довольно сложно, качество данного метода оставляет желать лучшего. Он используется на дешевых моделях звуковых карт.
Второй способ называется волновым синтезом или "таблицей волн". Имеется банк данных, в котором записаны в цифровом виде образцы звучания различных музыкальных инструментов. При воспроизведении миди-файла берется такой образец и вставляется в звуковой поток. При этом может быть достигнуто качество воспроизведения, весьма близкое к цифровой записи. Такой метод используется в более совершенных и дорогих звуковых картах, например, Sound Blaster AWE64 фирмы Creative.
Наличие выходного усилителя позволяет подключать к звуковой карте пассивные колонки, не имеющие встроенного усилителя и поэтому не требующие собственного источника питания. Кстати, некоторые модели активных колонок также могут работать в пассивном режиме. Наиболее совершенные модели звуковых карт не имеют, как правило, выходного усилителя, поскольку в принципе не предназначены для использования в паре с дешевыми пассивными колонками.
Возможность подключения различных внешних устройств. Как правило, любая звуковая карта имеет гнездо для подключения микрофона, линейный вход, линейный выход, выход на динамики (пассивные колонки — в случае, если имеется выходной усилитель), а также совмещенный разъем для подключения джойстика или миди-клавиатуры (через специальный переходник). Все эти разъемы расположены на задней скобе и доступны снаружи. Кроме того, на самой плате имеется разъем для подключения CD-ROM (аналоговый вход). На продвинутых моделях звуковых карт могут быть дополнительные разъемы для подключения тылового линейного выхода (для получения квадро-звука), цифровые вход и выход, вход и выход миди и другие.
Аналоговые аудио характеристики звуковой карты отражают качество выходного сигнала. Это частотный диапазон, отношение сигнал/шум, уровень гармонических искажений и др.
Качество обработки цифрового сигнала. Все современные звуковые карты умеют обрабатывать звук с частотой дискретизации 44,1kHz по двум каналам (стерео) с разрядностью 16 бит. Необходимо отметить, что чем выше частота дискретизации и разрядность, тем выше качество обрабатываемого сигнала.
Тип миди-синтезатора определяет качество воспроизведения миди-файлов. Карты с частотной модуляцией, как уже отмечалось, не могут конкурировать в этом плане с картами, использующими аппаратный синтезатор на основе "таблицы волн". Правда, сейчас с увеличением вычислительной мощности компьютера появилась возможность использовать программные миди-синтезаторы на таких картах. Важным показателем является способность синтезатора воспроизводить одновременно множество звуков (голосов) — этот параметр называется полифонией. Карты с частотной модуляцией могут воспроизводить одновременно до 20 голосов (Sound Blaster 16), карты с миди-синтезом на базе "таблицы волн" — больше. Например, аппаратный синтезатор звуковой карты SB Live! фирмы Creative обеспечивает полифонию в 64 голоса. Еще один параметр — объем памяти, который может использоваться для хранения банков инструментов — сэмплов (это относится только к картам с миди-синтезом на базе "таблицы волн". SB Live! может использовать для этой цели до 32Mb системной памяти компьютера, а SB AWE64 Value — только 1,5Mb локальной памяти на самой плате, правда, эту память можно увеличить до 24Mb посредством установки дополнительных модулей.
Наличие эффект-процессора — устройства, которое добавляет в исходный звуковой поток различные эффекты: реверберацию, эхо, хорус, вращающийся динамик и другие.
Поддержка пространственного звучания (3D Sound) находит применение, в основном, в компьютерных играх. Имеется в виду способность звуковой карты создавать ощущение "звук вокруг", т.е. иллюзию расположения (и даже перемещения) источников звука вокруг слушателя.
Поддерживает ли звуковая карта режим полного дуплекса? Этот режим позволяет одновременно воспроизводить звук и записывать его. Например, если Вы при помощи звуковой карты разговариваете через Интернет, Вам потребуется эта возможность.
Наличие аппаратной акселерации звука для стандартов Microsoft DirectSound и DirectSound 3D важно для приложений, "выдающих" большой поток звуковой информации в этих стандартах. Отсутствие акселератора может привести к тому, что компьютер перестанет справляться с обработкой этого потока и работа приложения замедлится.
"ТИМ Компьютерс" предлагает в основном звуковые карты фирмы Creative. Эта фирма на протяжении ряда лет занимает лидирующее положение на рынке устройств мультимедиа, поэтому Вы наверняка найдете подходящую модель в ее ассортименте.
Sound Blaster 16 Vibra CT-4170
цифровой звук 8 и 16 бит с частотой квантования от 5KHz до 44,1KHz
полнодуплексный режим ( одновременная запись и воспроизведение) для коммуникаций через Интернет
реализована технология пространственного звука (3D audio)
20-голосный аппаратный миди-синтезатор, 32 голоса программно (таблица волн)
цифровой стереофонический микшер
разъемы: линейный вход, микрофонный вход, линейный выход/выход на динамики (совмещены), MIDI/порт джойстика (совмещены)
совместимость: Windows 95, Windows 98, Windows 3.1, MS-DOS 6.0 и выше, MPC3, Plug and Play, Sound Blaster
Sound Blaster AWE64 Value
отношение сигнал/шум 80dB, частотный диапазон 20Hz -22kHz
миди-синтез — 32 голоса аппаратно и 32 программно, 16 миди-каналов
1Mb ROM с банком инструментов, 512Kb RAM, максимально 24Mb путем установки дополнительных модулей
эффекты: реверберация, хорус, флэнжер и др.
усовершенствованный 3D звук
аппаратная акселерация для игр с поддержкой Microsoft DirectSound
оцифровка и воспроизведение 8 или 16 бит с частотой от 5kHz до 44,1kHz
режим полного дуплекса для коммуникаций через Internet
выходной усилитель 4W
разъемы: линейный вход, микрофон, линейный выход, выход с усилителя, CD Audio вход, миди/джойстик порт
совместимость: Windows 95, Windows 98, Windows 3.1, DOS 5.0 и выше, General MIDI, MPC-3, Plug-and-Play, SB, SB Pro, SB 16, SB AWE32
Sound Blaster AWE64 Gold
отношение сигнал/шум 90dB, частотный диапазон 15Hz — 50kHz
20 бит цифровой выход стандарта S/P DIF, динамический диапазон 120dB
миди-синтез — 32 голоса аппаратно и 32 программно, 16 миди-каналов
1MB ROM с банком инструментов, 4MB RAM, максимально 24MB путем установки дополнительных модулей
эффект-процессор: реверберация, хорус, флэнжер и др.
усовершенствованный 3D звук
аппаратная акселерация для Microsoft DirectSound
оцифровка и воспроизведение 8 или 16 бит с частотой от 5kHz до 44,1kHz
режим полного дуплекса для коммуникаций через Internet
разъемы: линейный вход, микрофон, линейный выход (RCA), 20-бит S/P DIF цифровой выход, CD Audio вход, миди/джойстик порт
совместимость: Windows 95, Windows 98, Windows 3.1, DOS 5.0 и выше, General MIDI, MPC-3, Plug-and-Play, SB, SB Pro, SB 16, SB AWE32
полифония 128 голосов, 16 миди-каналов
встроенный эффект-процессор (реверберация, хорус и др.)
трехмерный звук, поддержка DirectSound и DirectSound 3D
использование системной памяти для табличного синтеза (банки инструментов 2,4 и 8Mb)
цифровой звук 8 и 16 бит с частотой квантования от 5KHz до 48KHz
полнодуплексный режим для коммуникаций через Интернет
разъемы: микрофон, линейный вход, линейный выход, выход усилителя, Aux-вход (совмещен с выходом на тыловые колонки), миди/джойстик порт
совместимость: Windows 95, Windows 98, Windows NT 4.0, General MIDI, MPC-3, Plug-and-Play
Sound Blaster Live!
частотный диапазон 10Hz — 44kHz, сигнал/шум 96dB, уровень шума -115dB
миди-синтезатор: 64 голоса аппаратно плюс 192 — программно
32Mb системной памяти для хранения банков инструментов (в комплекте поставляются банки 2, 4 и 8Mb)
эффект-процессор: реверберация, хорус, флэнжер, дисторшн для всех каналов с независимыми установками эффектов и тембра (максимально 131 канал)
аппаратный акселератор для Microsoft DirectSound и DirectSound 3D
различные пространственные эффекты с симуляцией различных типов помещений
вся цифровая обработка с точностью 32-бит, режим полного дуплекса
разъемы: линейный вход, микрофон, линейный выход (фронтальный и тыловой), CD Audio вход, порт джойстика, Aux-вход, цифровой вход CD, RCA S/PDIF вход и выход, MIDI DIN вход и выход, цифровой выход для мультиспикера
совместимость: Windows 95, Windows 98, Windows NT 4.0, General MIDI, MPC-3, Plug-and-Play, Sound Blaster PCI
Sound Blaster Live! Value
частотный диапазон 10Hz — 44kHz, сигнал/шум 96dB, уровень шума -115dB
миди-синтезатор: 64 голоса аппаратно плюс 192 — программно
48 миди-каналов, до 32Mb системной памяти может быть использовано под банки инструментов
эффект-процессор: реверберация, хорус, флэнжер, дисторшн для всех каналов с независимыми установками эффектов и тембра (максимально 131 канал)
аппаратный акселератор для Microsoft DirectSound и DirectSound 3D
превосходная реализация пространственных эффектов с симуляцией различных типов помещений
вся цифровая обработка с точностью 32-бит, режим полного дуплекса
разъемы: линейный вход, микрофон, линейный выход (фронтальный и тыловой), CD Audio вход, порт джойстика, Aux-вход
совместимость: Windows 95, Windows 98, Windows NT 4.0, General MIDI, MPC-3, Plug-and-Play, Sound Blaster PCI
ESS 1869F 3D Sound (производство Audiovision)
цифровой звук 8 и 16 бит с частотой квантования от 4KHz до 44,1KHz
полнодуплексный режим ( одновременная запись и воспроизведение) для моно
реализована технология пространственного звука (3D)
20-голосный аппаратный миди-синтезатор (частотная модуляция)
цифровой стереофонический микшер на 6 каналов
разъемы: линейный вход, микрофонный вход, линейный выход/выход на динамики (совмещены), MIDI/порт джойстика (совмещены)
Сравнение пяти старых звуковых карт
Ну вот и подошло время для нас разобраться в источниках звука. Именно сейчас то самое время, когда рынок звуковых плат не плачет от нашествия новых продуктов, когда, спустя достаточно времени после выхода двух конкурентов — SB Live! и плат на Aureal Vortex 2, производители игр стали включать поддержку 3D звука, когда залатано большинство глюков в драйверах. И всё же одна мысль не даёт покоя. А вдруг что ни так? Вдруг ОН лучше? Что покупать? Не пора ли апгрейдить звуковую плату? И именно для того, чтобы избавиться от этой мысли мы, не вдаваясь в технические характеристики, решили протестировать 5 звуковых карт разных периодов времени — от начала девяностых до 1999 года. В список плат вошли: Creative Vibra16, Creative Vibra128, Creative SB Live! Value, Monster MX300.
Попробую объяснить наш выбор: эти карты, считающиеся "дорогими" наиболее интересуют публику. И если с Creative Vibra16 за годы люди успели разобраться, то с остальными ввиду их редкости ещё нет. Я надеюсь, что этот обзор немного внесёт ясности.
Как мы тестировали
Для теста был взят компьютер
Celeron 266 o/c to 403
128 Mb SDRAM <PC-100>
M/B based on Intel 443 BX
90 ваттные колонки типа "Союз"
2 Усилителя на передний и задний каналы.
MS-DOS 6.22/ Windows 98.
Всё это было установлено в просторной комнате на соответствующем расстоянии.
Мы тестировали, хотя "тестировали" — не совсем подходящее слово. Звук нельзя измерить, поэтому как результат выставляется оценка по пятибальной шкале. Оценка выставлялась средняя из тех, что предлагалась четырьмя экспертами. Оценка "пять с плюсом" ставилась, когда все эксперты признавали превосходство этой платы в данной категории.
Оценка проводилась в следующих категориях:
Внешнее исполнение
Исполнение драйверов
Шумность
Проигрывание MIDI
3D звук
Итак, продукт первый
Creative Vibra16
Что можно сказать об этой плате? Она всегда была, есть и будет хорошей альтернативой дешёвым Yamaha. И пусть эта плата не обременена всевозможными 3D наворотами. Взамен вы получаете хороший качественный звук, поддержку в старых ДОС играх, встроенные драйвера в Win 9x, а что ещё нужно для домашнего компьютера середины- конца 1999 года?
Итак, держа эту плату в руках, можно подумать, что держишь целую историю. Стандартный для всех плат начала 90-х зелёный цвет. Плата имеет 2 выхода: выход на колонки и линейный, вход с микрофона, линейный вход, порт джойстика. Есть планка под ASP процессор, отдельно вынесен блок OPL. Надо сказать, что нам достался образец платы 1993 года- тогда они были качественнее. Вполне возможно, что именно такой платы вам уже ни найти в магазинах, разве что только на рынке.
В целом исполнение платы тянет на троечку по пятибальной шкале.
Так как этот продукт проверен временем, то все ДОСовские игры работают без проблем. Под Win9x драйвера уже имеются в самой системе. Установка их проблем не вызывает. Хотя кривые руки всегда найдут проблемы.
Драйвера работают, и это главное. Никаких дополнительных настроек, кроме тембра они не разрешают. По пятибальной шкале на троечку.
Шум этой карты давал о себе знать. Карта шумела довольно громко. По этому параметру — тройка.
WaveTable на карте нет, поэтому миди проигрываются крайне плохо. Двойка по пятибальной шкале.
3D функции отсутствуют -Ноль по пятибальной шкале.
Vibra16 она и есть Vibra16 — хорошая дешёвая плата для игр.
Из Vibra16 много не вытянешь, поэтому переходим к следующему продукту
Gravis Ultrasound MAX.
Gravis Ultrasound, Гусь в простонародье заслужил репутацию самой плохонастраиваемой карты в мире. По крайней мере, за его настройку в Win 95 ставили дорогих магарычей. Нам самим удалось это почувствовать.
Исполнение карты сделано на высшем уровне- красная печатная плата, на которой расположены 2 слота под 30 Pinn память, CD-ROM IDE connector, сам главный чип производства AMD, три стабилизатора, Flash, порт джойстика. Недостатком этой платы является один выход. Сами гнёзда -металлические, что не может не радовать (правда толку от этого не много). Есть аналоговый вход с CD-ROM (обычный и Panasonic). Надписи сделаны очень чётко. Плату очень приятно держать в руках, исполнение на пятёрку по пятибальной шкале.
Про драйвера лучше промолчим. Плату удалось заставить работать под Win 98, но потом решено было перейти под ДОС. Драйвера- на двойку по пятибальной шкале.
Гусь оказался самым тихим из всех тестируемых плат. Шум отсутствовал как класс. Честно говоря, это удивило. Бесспорная пятёрка с плюсом по пятибальной шкале.
Миди в исполнении гуся звучало на высшем уровне. Мы тестировали плату с двумя мегабайтами памяти. И должен сказать, что Миди было просто замечательно. Лучше, чем у других плат. Пять с плюсом по пятибальной шкале.
О Gravis UltraSound сложено много легенд и небылиц. Недаром он числится в списке легендарных вещей. И я должен сказать, что это действительно легендарная плата. И если вы сможете настроить её под Win95, то она долго будет радовать вас высшим качеством Миди и отсутствием шумов.
Creative Vibra 128
Карта на базе чипа Ensoniq ES1370 имеет интерфейс PCI. Печатная плата стандартного зелёного цвета не блещет изобилием деталей. Всего один чип Ensoniq, несколько конденсаторов, выход на передние и задние колонки, линейный и микрофонный входы, порт для джойстика. Плата не имеет цифрового входа для CD/DVD. Внешнее исполнение — тройка. Всё слишком просто.
Драйвера для Win9x ставятся без проблем. Обещана совместимость с ДОС (не проверялось). Драйвера выглядят скудно, что не характерно для Creative. 128 голосов миди, имеется совместимость с DirectSound3D, установки в ДОСе при эмуляции SB16. Драйвера исполнены на четвёрку.
Шумела карта довольно громко и нашумела ровно на тройку.
MIDI поразило своим качеством. Возможно, дело в качественных банках от Creative. Но General Midi играли ничуть не хуже, чем SB Live!, слегка уступая Gravis Ultrasound, хотя недостатки имелись. Четвёрка.
3D функции не тестировались принципиально. Ну не 3D эта карта.
И, наконец, самое главное.
Monster MX300
Совершенно новый шаг в мире звуковых плат. Звуковая карта Monster MX300 на базе чипа Aureal Vortex 2 с интерфейсом PCI.
Ещё до выхода этой платы о Vortex 2 было много разговоров. Ожидалась карта, которая могла создавать настоящий 3D звук, иметь более 300 голосов MIDI. Ну что ж?
Итак, Monster MX300. Стандартного ярко-зелёного цвета печатная плата, на которой размещены сам чип Vortex2, 3 разъёма для подключения модема, CD-ROM, и Auxiliary (внешних устройств). Имеется connector для подключения wavetable, а также разъём MX-Link для подключения дочерней платы. Железная планка покрашена в чёрный цвет. Контакты выходов на передние и задние колонки, микрофонного и линейного входов, а также порт джойстика выкрашены в золотистый цвет (обещается, что это- позолота (не проверялось)). Золотистые контакты на фоне чёрной планки выглядят довольно стильно. Эта картина навевает тоску о HI-END усилителях и колонках. На плате красуются эмблемы Diamond Multimedia и A3D.
За исполнение пятёрка.
Драйвера под Win98 установились без каких-либо проблем. В systray добавляется иконка, при двойном щёлчке на которую появляется меню настройки карты. А это и 10 полосный эквалайзер, и громкость, и конфиг, и управление MIDI, и A3D демки. Драйвера выполнены на пятёрку.
По части шума карточка вела себя довольно тихо. И это большой плюс. Ведь заявленное соотношение сигнал/шум > 96 dB при 20 Hz — 22 kHz . Пять по этому параметру.
Проигрывание MIDI. А вот тут Monster начал чудить. Миди звучало отвратительно. Всё время проигрывались не те ноты, бывало, что нота "забывала" отключаться и играла на протяжении всей мелодии. Каким-то образом можно заставить играть MIDI более-менее нормально, и люди это делали. Но это не показатель. По проигрыванию миди — тройка по пятибальной шкале.
3D звук. То, ради чего люди покупают эту карту. Заявлено, что карта выдаст полноценный 3D звук на двух колонках, или даже наушниках. Для начала рассмотрим как обстояло дело со стандартными A3D демками.
На двух колонках полноценного 3D звука нет! Это скорее напоминает расширенное стерео, чем 3D звук.
На четырёх колонках всё было лучше. Позиционируемый звук был ощутим. Чувствовалось улучшение звука.
Дальше в ход пошёл Half Life. Эта игрушка поддерживает как A3D, так и EAX 1.0 Запускаем Half Life, устанавливаем в опциях звук A3D, и.. идём его искать. Потому что 3D звук здесь действительно приходится искать. Кидаем гранату. Она взрывается в передних и задних колонках ( хотя лежит спереди нас). Кидаем ещё одну, отходим назад. Тот же эффект. Кидаем третью, отбегаем назад. Звук в передних колонках чуть сильнее, чем в правых. Опять граната, отбегаем на то же расстояние, но теперь на два-три шага дальше. Звук только в передних колонках. Повторяем ещё раз, только теперь не на два- три шага дальше, а где-то на один. Звук в передних и задних колонках. Это значит, что существует какая-то граница слышимости для каждого направления? И такая резкая. Кидаем гранату, забегаем за угол. Звук не меняется. Повторяем, забегаем в комнатку. Звук стал чуть глуше. Но не выглядит таким реальным. Подбираем оружие, стреляющее "мухами". Стреляем в стену, мухи разлетаются в разные стороны, но мы этого не слышим. Точнее слышим, но не то, что должны были бы услышать. Ещё час слушаем свои шаги, звуки гильз и ищем 3D звук.
Результат. Нам не понравилось качество 3D звука, исполняемого картой Monster MX300. Звук не тот. Тройка по этому параметру.
Переходим к последнему.
Creative SoundBlaster Live! Value
Звуковая карта SoundBlaster Live! имеет интерфейс PCI и выпускается в двух вариантах: SoundBlaster Live! (полный вариант) имеет дочернюю плату, выход на 8 колонок и SoundBlaster Live! Value — более дешёвый вариант без дочерней платы, с выходом на 4 колонки без I2S_In разъёма. По характеристикам они идентичны. Мы тестировали последний вариант.
Печатная плата тёмного коричневого золотистого цвета, красивая ярко золотистая надпись Sound Blaster Live!, вход для Telephone Answering Device, Аналоговый вход для CD-ROM, подключение Auxiliary (внешних устройств), I2S_ In ( на полной версии платы), цифровой вход CD_SPDIF для подключения CD-ROM / DVD-ROM, разъём CD_SPDIF_EXT, разъём для подключения модема. Порт джойстика, разноцветные пластмассовые ( у полной версии металлические позолоченные) контакты выходов на передние и задние колонки, вход с микрофона, линейный вход. За исполнение SB Live! получает бесспорную пятёрку с плюсом.
Драйвера есть как под ДОС, так и под Win 9x. Однако работа под ДОС является как бы. нежелательной. Creative не гарантирует совместимости с ДОС приложениями. Но, несмотря на это, практически все игры просто замечательно работают под ДОС в режиме эмуляции SB16. Драйвера же под Win 9x выполнены на высшем уровне. В них входят и Environmental Audio -настройка EAX эффектов, и Speaker setup — настройка колонок, наушников, и микшер, и SoundFont — настройка банков для MIDI, и виртуальная клавиатура. Мы использовали LiveWare (обновление драйверов) версии 2.1 Здесь появилась возможность настройки эффектов для каждого приложения, так называемая функция AutoEA. Драйвера на пятёрку по пятибальной шкале.
Что касается шума, то отношение сигнал/шум менее -96dB. И если у вас всё впорядке с усилителями, то шума вы не услышите. По этому параметру пять.
Проигрывание MIDI. 1024 голоса MIDI обещает нам Creative в драйверах Liveware 2.0. И действительно, миди звучит выше всяких похвал. Возможность загружать банки общим размером до половины ОЗУ вашего компьютера. Причём память под банки отводится динамически и используется только во время проигрывания миди. Миди можно проигрывать как через аппаратный, так и через софтверный синтезатор в драйверах. Однако звучание General MIDI было чуть хуже, чем у Gravis Ultrasound Max, что объясняется более низким качеством банков у Creative. Звучание MIDI на пять!
3D звук. SoundBlaster Live! поддерживает DirectSound3D, и свой стандарт EAX (Environment Audio eXtensions). Конёк этого стандарта- реверберация и позиционируемый 3D звук. В EAX 2.0 поддерживаются звуковые препятствия и звуконепроницаемые стены. Creative обещает 3D звук только на четырёх колонках. И он действительно есть.
Half Life поддерживает EAX версии 1.0, то есть все расширения EAX 2.0 он не воспринимает, но и без них SBLive! держится на высоком уровне. Звук в игре стал действительно трёхмерным. Звуки эхо, реверберация, позиционируемый 3D звук. Всё это есть в игре. То есть кинув гранату вперёд, звук будет действительно идти спереди, а взрыв сзади раздастся сзади. Выходя из коридора на открытое пространство, вы ощутите разницу в звуке. Звук стал трёхмерным. Никаких сравнений с Monster MX300. Бесспорная пятёрка с плюсом.
Оценки карт
Итак, подведём итоги. В осмотре 5 карт худшим оказалась Creative Vibra 16. При наличии денег, брать её не стоит, разве что, имея PCI звуковую карту, можно взять Creative Vibra 16 как дополнительную для ДОС.
Gravis Ultrasound Max оказался лучшим по шумности и по проигрыванию миди. Однако рекомендовать его можно лишь для работы с миди под Дос.
Creative Vibra 128 показала себя средней картой, стоящей своих денег. Если вам не нужен 3D звук, берите её. Для офисных приложений сойдёт.
Monster MX300, вопреки ожиданиям, не выдал того 3D звука, на который мы рассчитывали. Заявления о 3D звуке на двух колонках так и остались на бумаге. Если учесть его процессорозависимость, то не рекомендую его к приобретению. Возможно в последующих драйверах звук будет лучше.
Creative SBLive! оказалась бесспорным лидером по трём категориям. Эта карта отлично работает с Миди, имеет низкий уровень шума, способна воспроизводить реальный 3D звук на четырёх колонках, имеет цифровой вход с CD/DVD-ROM, качественные драйвера. Если учесть, что большинство выходящих игр поддерживает EAX, то эта карта- лучший выбор как для профессионального музыканта, так и для игромана, желающего получить 3D звук, или для обычного пользователя, любящего качественное оборудование.
Звуковая карта с midi входом
В статье поговорим о способах решения проблем с подключением миди-контроллера посредством USB-порта.
Сегодня разработчики музыкального оборудования стремятся максимально упростить процесс подключения устройств к компьютеру. Режим Plug&Play посредством USB-порта является одним из самых комфортных для музыкантов ввиду своей примитивной составляющей — включи и играй!
Однако версии USB 2.0, USB 3.0, а также различия в аппаратном и программном комплексе компьютеров создают конфликты на пользовательском уровне. В этом обзоре мы будем решать вопросы, связанные с материнскими платами, хост-контроллерами, версиями BIOS, драйверами и многим другим, безусловно, вместе с нашими посетителями и гостями — пожалуйста, оставляйте комментарии по данной теме, лучшие решения будут включены в обзор.
MIDI-контроллер не работает
- Проверьте все доступные на компьютере USB-порты. Проверка производится разными устройствами поочередно на каждом порте. В этом может помочь флэш-карта или смартфон.
- Откройте диспетчер устройств Windows, найдите подключенное устройство и посмотрите его статус(вопросительный знак, желтые или красные сообщения на значке). На этом этапе необходимо убедиться в правильности распознавания устройства системой. Если система видит контроллер в качестве неизвестного устройства, тогда необходимо переустановить драйвер или ПО разработчика.
- Возможно контроллер работает только при включённом адаптере питания, уточните в спецификации MIDI-устройства, есть ли поддержка высокоскоростных шин, может ли работать без собственного источника питания посредством кабеля.
- Проверьте настройки BIOS, возможно интерфейс USB отключён. Там же посмотрите скорость передачи — чаще выбор между Hispeed и Fullspeed. Советы по настройке BIOS есть в спецификации разработчика материнской платы. Если не уверены в точном решении, перед изменениями запишите текущие параметры BIOS на бумагу, после теста вернитесь к ним или откатите до default-настроек.
Альтернативный вариант для продвинутого пользователя — обновить версию BIOS до последней. Зачастую если другие устройства на примере флэш-карты работают корректно, то вопрос конфигурации BIOS отпадает.
MIDI-контроллер работает с ошибками
- Необходимо проверить версии порта компьютера и версию USB миди-контроллера. Если музыкальное устройство работает посредством USB 2.0, а порт компьютера USB 1.1 — возможны конфликты версий. Информация с техническими описаниями портов в спецификациях разработчика.
- Если компьютер и контроллер работают на одной версии USB 2.0, но посыл сообщений между ними проходит с ошибками, то проверьте актуальность версии USB микросхемы — свежая версия драйвера для USB всегда на сайте производителя материнской платы.
- Если установлена последняя версия драйвера, но контроллер работает некорректно — проверьте кабель подключения: существует высокоскоростной или низкоскоростной. Если к высокоскоростному устройству подключить низкоскоростной кабель, возникнут искажения и перебои в работе.
- Если используете концентраторы, переходники и другие суб-аксессуары — попробуйте подключить без них, напрямую к плате компьютера.
Отключите MIDI-контроллер от компьютера и удалите все USB-устройства в Диспетчере устройств Windows. Перезагрузите компьютер, вновь подключите контроллер и отследите статус в диспетчере. Если читали вышепредложенные способы, то сможете понять причину некорректной работы миди-контроллера.
Мы рассмотрели одну из вечных тем подключения музыкальных устройств к компьютеру. Вопросов в ней гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Взвешенные и спокойные шаги помогут преодолеть все препятствия на пути к творчеству, как говорится, дорогу идущий пройдёт!