Darbe.ru

Быт техника Дарби
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Люди против машин: 10 профессий, в которых нас никогда не заменят роботы

Люди против машин: 10 профессий, в которых нас никогда не заменят роботы

Технический прогресс постепенно оккупирует планету, вытесняя множество привычных вещей. Исчезли дисковые телефоны, растворились во времени бумажные письма, канули в Лету многие профессии. Останутся ли на Земле области человеческой деятельности, недосягаемые для роботов? Перед вами топовая десятка вакансий, которые смело можно занимать – они еще долго будут исключительно прерогативой человека.

Восстание машин, или Как не выпасть из обоймы

Искусственный интеллект во многом превосходит человеческий: в скорости вычислений, мгновенной способности систематизации данных, роботам не нужен декрет, больничный и зарплата, они никогда не устают – чем не идеальный персонал? Но все-таки машины здорово проигрывают креативному и постоянно развивающемуся человеческому мозгу. Они лишены сострадания и доброты, не способны выдать на-гора инновационное решение, напрочь лишены творческих задатков, действуя по запрограммированному кибернетическому шаблону. Именно поэтому нижеследующим профессиям в будущем дарован иммунитет от попадания в когорту невостребованных и забытых.

Рэй Брэдбери и британская вислоухая — какая связь?

Связь прямая, и позже вы это поймете. Первые две профессии в списке вряд ли когда-либо подвергнутся автоматизации. Шанс, что это произойдет, составляет 3,8 %. Автор интересных и самобытных произведений будет востребован во все века, если только не реализуется один из антиутопических сценариев Хаксли или Оруэлла. Кто-то может возразить: давно созданы сложные программы, позволяющие компьютерам генерировать не только рыба-тексты, но и вполне осмысленные отрывки. Значит, писатели скоро останутся не у дел? Это вряд ли! Если подобное произойдет, то каким серым и скучным, должно быть, станет наш мир! Заменить Рэя Брэдбери, Антона Чехова или Альбера Камю невозможно, поскольку вдохновляющие, побуждающие испытывать широкую гамму эмоций произведения способен создать только человек.

Вторая профессия, обреченная на существование вечно, напрямую относится к котам, собакам, хомячкам и прочей живности. Робот-ветеринар – это нонсенс, поскольку поведение животного, тем более больного, предсказать невозможно. А без запланированного алгоритма, машина зайдет в тупик. Кроме прочего, захворавший зверь, как и человек, нуждается в эмоциональной поддержке и ласке, на что холодный компьютерный разум не способен по определению. Шансы на автоматизацию профессии ветеринара такие же, как и в предыдущем случае.

Вера и милосердие: роботы отдыхают

Компьютер никогда не вытеснит представителей следующих профессий, потому что машина не имеет главного – души. Медсестры и священники всегда останутся в топе – вероятность автоматизации этих вакансий составляет всего 0,9 %. Заболевшему человеку нужны не только лекарства, но и участие. Этого машина не в состоянии обеспечить: робот не утешит, не выслушает, не пошутит, не даст дельный совет. А в случае форс-мажора, если болезнь будет развиваться не так, как предполагалось, компьютерное исчадие просто зависнет.

Четвертая профессия не столь распространена, как повар или слесарь, но не менее необходима человечеству. Священники дарят людям радость веры, зажигают в душах свет надежды, поэтому страшно представить, что однажды, зайдя в церковь, прихожане услышат автоматическое приветствие робота. Бездушную машину не интересует наш моральный облик, ей недоступно понимание сути веры и нюансов покаяния, поскольку эти понятия не поддаются законам логики и выверенным алгоритмам.

Археолог и логопед — вечные профессии

Пятая профессия, по прикидкам ученых, имеет не большой шанс быть автоматизированной – около 0,8 %. Проводя археологические раскопки, специалисты часто обращаются к компьютерам, но полностью машины людей не заменят. Ученые-археологи владеют не просто узкоспециальными знаниями – они способны интерпретировать находку, дополнить недостающую информацию, опираясь на знание истории человечества, собственный опыт, интуицию. Робот же, найдя очередную окаменелость или ветхую статую, самостоятельно не сможет ее даже идентифицировать.

Еще одна профессия, недоступная холодному автомату – логопед. Разнообразие причин, вызывающих речевые расстройства, огромно. Поэтому подогнать их все под единый алгоритм, а лечение вместить в стандартную схему – невозможно. Робот не станет разбираться, расстроены вы или устали, обижены или больны: он номинально констатирует изменение голосового тембра и его структуры – ни больше, ни меньше.

Ван Гог и Сухомлинский против компьютеров

Роботы – отвратительные художники. Поэтому машина никогда не напишет «Мону Лизу», «Звездную ночь» или «Девочку с персиками». Для этого не просто нужно взять в руки кисть – необходимо многое прочувствовать и пережить, задействовать творческий потенциал, обладать особым видением мира. Компьютеризация художественного вкуса невозможна в принципе – это нужно помнить поборникам тотальной автоматизации. Хотя мизерный шанс – 0,7 %, на то, что робот однажды создаст шедевр, присутствует.

Живых учителей роботы также вряд ли заменят. Педагогу недостаточно просто предложить информацию ученикам – ее необходимо правильно подать, причем каждой группе слушателей по-разному. Машина не в силах учесть психологические нюансы, предсказать дальнейшее поведение учащегося и его способность воспринимать поступающие сведения, от него не дождешься индивидуальных поощрений, дружеской похвалы, следовательно, карьера автоматов в этой области невозможна. Профессия учителя сложна и многозадачна, поэтому останется достоянием человека.

Робот-хореограф: обратная сторона технической революции

Хореография – сфера, не поддающаяся точным расчетом. Постановка танца – это феерия чувств, эмоций, творческий порыв, соответственно, подобное недоступно машине. Существует всего 0,4 % вероятности, что роботы отнимут у людей эту прекрасную профессию. Гораздо проще обучить машину, напичканную перфокартами, плясать, чем побудить ее создать великолепный танцевальный номер самостоятельно.

Кто поможет душеведу?

Психиатры и психологи – последние профессии, на которые посягнут машины. Холодный компьютерный мозг, заглянувший в человеческую душу, немедленно заплутает в ее потемках. Область психиатрии сложна и не вполне понятна даже для людей. Она имеет миллиарды градаций и полутонов, тесно связана с личностью человека, образом его жизни и детскими воспоминаниями. Процесс лечения в психиатрии похож на стрельбу по мишеням вслепую – авось одна стрела все-таки попадет в цель. Где уж машине распутать этот клубок!

Напоследок

Названные профессии еще раз доказывают – творчество, креативные прорывы, инициативность – не самые сильные стороны матричных аппаратов. Конечно, со временем роботы будут серьезно усовершенствованы, в результате чего многие представители хомо сапиенс останутся не у дел. Машины на фабриках более качественно собирают целое из деталей, молниеносно считают и каталогизируют данные, безошибочно напоминают нам о предстоящих встречах, словом, всячески помогают людям. Но полностью заменить человека, к счастью, пока не в силах. Возможно, в данный перечень не вошли некоторые исключительно человеческие профессии – ждем ваших дополнений!

Читайте так же:
Зарядное устройство xiaomi quick charge

Учитель — робот/ учитель — человек

Мы живем в мире современных технологий. Они уже проникли почти во все сферы нашей жизни. Это значительно облегчило её, сделало более мобильной и автономной. Высокие технологии дошли и до образовательной системы, открыв для детей новую нишу дистанционного обучения. В настоящее время почти каждый ученик, будь то школьник или студент, имеет возможность получать образование независимо от своего местоположения или способностей. Люди даже из самых далёких городов получили возможность обучаться любой профессии или навыку, просто используя интернет.

Добрался искусственный интеллект и до школ. Говорят, что в будущем традиционных учителей заменят учителя – роботы, а сама профессия преподавателя исчезнет из-за ненадобности. В нашем технопарке «Вертикальный взлет» вам помогут разобраться с роботизированным процессом обучения, подскажут с чего начать и как достичь неимоверных высот в учебе.

  • робот

Возможна ли замена естественного интеллекта искусственным?

На эту тему можно долго дискутировать, поэтому рассмотрим все «за» и «против» подобного хода событий. Современные дети все чаще проводят время за своими гаджетами. Но учитель, в отличие от электронного носителя, имеет определённый подход к каждому ученику и его личностным качествам, чего не скажешь об учителе-роботе. Есть и дети, которым нужно лишний раз сказать доброе слово, дабы приободрить их и стимулировать к учебе.

Но учитель разрывается между десятками других детей и иногда он может упустить что-то важное для ребенка. В то время как информационные технологии будут не заменять учителя, а наоборот помогут ему разобраться в недоработках ученика. Электронная программа быстро определит в чём именно была недоработка и поможет ученику быстро разобраться с ней, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Роботизированным системам не свойственна ещё одна вещь – способность к творческому мышлению. Творческое взаимодействие между учеником и учителем не сможет заменить ни одна автоматизированная система. Креативность, артистизм и любознательность подвластны только человеческому разуму. Следовательно, в этом плане искусственный интеллект проигрывает естественному. Такая профессия, как учитель, не пропадёт окончательно ещё и потому, что педагог является не только наставником ученика, но иногда и другом, и советником, надежной опорой.

Но даже с частичным переходом на электронную систему обучения множество педагогов смогут спокойно идти на пенсию. Современные информационные технологии имеют все шансы стать полноценной заменой привычным для нас профессиям, и мы вам это докажем!

  • робот

Преимущества учителей роботов

На самом деле уже достаточно много обязанностей учителей перешло к роботизированным системам. Взять хотя бы поиск информации к уроку. Учитель делает это исключительно через интернет. Следовательно, часть профессиональной нагрузки уже легла на роботы-поисковики. Преподаватели уже практически не пользуются бумажными носителями, а используют только интернет–ресурсы.

Точно также дело обстоит и с проверкой тестовых работ – в 99% случаев это делает не человек, а компьютерная система. Исправляет ошибки она очень даже неплохо! А при проверке работ человеком может возникнуть погрешность из-за обычных человеческих факторов, таких как усталость, недомогание и т. д. А с помощью техники этот процесс происходит автоматизированно.

То есть мы уже видим достаточно много плюсов, которые нам приносят так называемые роботы-учителя. Робототехника также сможет искоренить такую проблему в школах, как личная неприязнь к ученику. Здесь, при выставлении оценки, не будет играть роль человеческий фактор и отношение к ребёнку учителя. У ребенка будет стоять такая оценка, которую он полностью заслужили.

Роботы содержат в себе гораздо больше информации, чем может в себе содержать один человек. И им не свойственно чувство усталости, что тоже немаловажно. И ещё одно заблуждение состоит в том, что искусственный интеллект не выражает тех эмоций, которые выражают учителя для стимулирования ученика к новым познаниям. Но если ребёнку не интересна и не нужна учёба, то никакой учитель не сможет ему привить к ней любовь. Тут либо есть заинтересованность, либо полное её отсутствие.

А интернет — умная штука, он умеет завлекать внимание детей и с его помощью происходит познание новой информации. Здесь используются различные видео и аудио форматы, презентации и т. д.

Ну и самый главный плюс роботов-учителей это то, что ученик не привязан к какому-либо месту или времени. Он может заниматься в любое удобное для него время, уделяя учёбе ровно столько времени, сколько ему нужно. В то время как в стандартном школьном обучении у детей есть строгое расписание, что забирает достаточно много времени и сил. А на воплощение других идей уже просто не остаётся человеческих ресурсов.

Для государства вариант внедрения робототехники в систему образования выгоден тем, что:

Экономит огромные суммы денег на зарплату педагогам. Ведь в каждом учебном заведении (школах, университетах) десятки, а то и сотни преподавателей, которым полагаются обязательные выплаты.

Но обучение в онлайн-школах или на интернет-платформах подойдёт не каждому человеку.

Смело могут браться за этот вариант те, кто достаточно дисциплинированный и умеет распределять грамотно свой день.

Придётся ежедневно уделять какую-то часть свободного времени на обучение, не забрасывая учёбу.

Не подойдёт такой вариант людям, которые не организованные и ленивые, и которым нужен постоянный стимул в виде распорядка дня и обязательного посещения учебного заведения. У каждой из этих систем, как и у традиционной школьной, так и у современной роботизированной, есть свои достоинства и недостатки. А зависят они исключительно от вас. Кому-то удобнее ходить на занятия, кому-то обучаться всему удалённо и не тратить время на посещение учебных заведений и дорогу до них.

Но абсолютно точно одно! Высокие технологии рано или поздно захватят большую часть нашей жизни. В технопарке «Вертикальный взлет» точно знают, что за ними стоит наше будущее. Научный прогресс – это всегда хорошо, и в данном случае прекрасно, что для людей появились альтернативные методы обучения. Теперь каждый человек сможет найти себе то, что именно ему подходит, а мы подскажем как найти себя в этом новом, роботизированном образовательном процессе. Ваши дети будут в восторге, уверяем!

заменят ли роботы людей

Создание механизма, облегчающего жизнь, всегда было заветной мечтой человечества. Так, прообразами современных роботов можно считать, например, статуи еще эллинистической эпохи на маяке острова Фарос, которые в определенное время отбивали склянки и издавали трубные звуки, предупреждая моряков о близости берега. Чертежи человекоподобных роботов были созданы Леонардо да Винчи в 15 веке. Стоит отметить, почти всегда роботы создавались похожими на человека. Впрочем, нередко отмечались и случаи жульничества, когда вместо механизма внутри машин находился человек, например, нашумевшая история с фальшивым роботом-шахматистом Фаркаша Кемпелена.

Читайте так же:
Игры для ноутбука со встроенной видеокартой

Современный мир становится все более автоматизированным. Значит ли это, что вскоре для людей не останется рабочих мест? Однозначно нет.

Простой пример для статистики: если в прошлом веке в составе команды поезда было около пяти человек, то сейчас для управления приборами достаточно двух, и в скором времени это число сократится до одного. Почему это происходит? С развитием техники в мире действительно отпала необходимость в больших количествах рабочих рук: всю монотонную однообразную работу выполняют машины. Однако техника не может функционировать сама по себе: для её обслуживания все еще необходим квалифицированный персонал. Из этого следует, что автоматизация не лишит людей рабочих мест, скорее, сместит фокус в сторону технических профессий.

Несомненное преимущество роботов перед людьми – отсутствие таких побочных эффектов, как лень, нетрудоспособность и личные причины. Робот не болеет, не симулирует болезнь, не женится, не разводится, не умирает, работает все восемь часов (и даже больше при необходимости) и не сидит в рабочее время вконтактике. С другой стороны, люди не выходят из строя из-за проблем с электричеством или испорченных батареек.

В любом случае, роботы не смогут заменить людей в тех сферах, где важен человеческий фактор и эмоции: например, в образовании важны не только знания, но и процесс коммуникации и эмоциональный опыт, который является неотъемлемой его частью. Между тем в Японии (японцы вообще едва ли не больше всех в мире любят заниматься техникой) уже был разработан робот-учитель по имени Сая. По словам создателей, робот способен выражать различные эмоции: радость, грусть, ярость… Тем не менее, для управления классом неугомонных демонят, которых все называют детьми, нужны знания психологии, эмоциональная грамотность и зачастую индивидуальный подход, которыми робот не обладает и которым вряд ли когда-либо будет обучен, по крайней мере в ближайшем будущем это весьма маловероятно.

В Японии на днях было презентовано робот-такси. В этих машинах нет водителя: все, что нужно сделать пассажиру – это с помощью своего девайса вызвать такси и задать координаты точки назначения, все остальное робот сделает самостоятельно с помощью GPS, видеокамер и других устройств. Есть прогнозы, что такие машины вскоре появятся в большом количестве на улицах, снизится количество аварий (по статистике причиной большей части из них является человеческий фактор) и, возможно, даже улучшится экология благодаря использованию менее загрязняющих окружающую среду видов топлива. Однако радужные прогнозы могут оказаться ошибочными.

При сбое в системе такая технология рискует обернуться транспортным коллапсом. К тому же, невозможно предусмотреть все чрезвычайные ситуации, во многих экстренных случаях нужны способности человека быстро принимать решения в нестандартной обстановке.

К слову, роботы оказывают неоценимую помощь в опасных для человеческой жизни работах. Пожалуй, вряд ли кто-либо будет возражать, если небезопасную работу пожарных и спасателей возьмут на себя роботы. К примеру, в 80-х годах прошлого века роботы уже использовались для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Еще одна сфера, в которой роботы могут быть полезными человечеству – медицина. Существуют роботы с полностью имитирующей строение человеческого тела внутренней аппаратурой, на которых студенты-медики могут оттачивать свои навыки, не боясь попутно угробить чью-то жизнь и пополнить свое личное маленькое кладбище пациентов. Что касается обратной стороны, полноценно заменить врача роботы все еще не могут, потому что каждый человек уникален и запрограммированный определенным образом механизм не может подстроится под индивидуальные особенности пациента, как и изобретать новые решения в нестандартной ситуации.

Сфера, которую люди с удовольствием предоставят роботам – рутинная работа. Что может быть более рутинным, чем уборка? Разработчики обещают лет через пятнадцать выпустить в массовое производство роботов-уборщиков, умеющих помимо всего прочего стирать, подавать еду и убирать посуду. Остается надеяться, мы доживем до этих светлых времен.

В области искусства по-прежнему в приоритете несовершенство человеческого восприятия перед машинным холодным расчетом. Тем временем неутомимые японцы создали еще одно чудо робототехники, умеющее играть на скрипке. И хотя робот-скрипач безукоризненно исполняет любую музыкальную композицию, скорее всего люди все равно будут предпочитать людей-музыкантов, как предпочитают живое исполнение фонограмме. В исполнении человека любая композиция звучит каждый раз по-новому, и именно эти погрешности и несовершенства придают музыке неповторимое очарование, несравнимое с бездушной идеальностью машинного исполнения.

И все же, если так произойдет, что роботы займут большинство рабочих мест? Мнения на этот счет расходятся. Одни пророчат тотальную безработицу, депрессию и едва ли не вымирание части человечества, другие утверждают, что у людей наконец найдется время заняться творчеством и искусством, наслаждаясь благами технологической цивилизации.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

По прогнозам в ближайшее время (около 20-го года) начнется активное внедрение высокопроизводительных рабочих мест, которые будут максимально компьютеризированы, иначе экономика России не сможет эволюционизировать.

Компьютеризация образовательного процесса -использование компьютеров в учебном процессе для решения следующих задач: индивидуализации идифференциации обучения; осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкойрезультатов учебной деятельности; осуществления самоконтроля и самокоррекции; моделирования иимитации изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развития познавательных интересовучащихся; формирования умения принимать решения [1]

Современное образование кардинально меняется, в связи с чем выделено две тенденции:

вывод традиционных форм обучения в самостоятельную работу (MOOC — массовый открытый онлайн курс, перевернутые классы — это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п. и т.п.)

разделение труда учителя на разные функции (модераторы, тьюторы, менторы …), часть из которых могут исполнять сами ученики. [2]

Таким образом, происходит изменение числа педагогов по отношению к числу учеников. И востребованными будут не только предметные специалисты, а те, кто сможет организовать групповую работу учащихся, например, в рамках проекта.

В 1957-м году вышла в свет повесть «Профессия» Айзека Азимова,

сюжет которой был построен на том, что в далеком будущем процесс образования претерпел коренные изменения, где не важен ни учитель, ни сам ученик, а если быть точнее – его желания. Вместо традиционного обучения по книгам используется, так называемая, «Программа записи». Компьютеры научились «прописывать» в голове ребёнка программы с определенным набором знаний, умений, навыков. Эта книга является фантастикой, а что в реальном мире?

Читайте так же:
Лэптоп и ноутбук в чем разница

Заинтересовавшись этим вопросом, я решила выяснить: Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего? Хотят ли этого ученики, родители, педагоги?

Гипотеза: «Компьютерные технологии не смогут абсолютно заменить человека на педагогическом поприще»

Цель исследования: Анализ данных теста на тему:

: «Смогут ли компьютерные технологии заменить человека на педагогическом поприще

План работы:

Формулировка гипотезы и цели исследования.

Подбор источников информации.

Разработка анкет и вопросов.

Непосредственное проведение анкетирования, опросов.

Анализ опросов и материалов анкетирования

Для продвижения к научной цели было разработано несколько видов анкет: для педагогов, учащихся, родителей

Анкета для педагогов

«Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего?»

Сможет ли компьютер заменить учителя в будущем? ДА НЕТ

Всегда ли является компьютер помощником на уроке? ДА НЕТ

Хотите ли вы, сами стать просто помощником, посредником в работе учащихся с компьютером? ДА НЕТ

Вредит ли компьютер здоровью учащихся? ДА НЕТ

Выскажите, пожалуйста, свое мнение по данному вопросу__________________________________________________

Анкета для учащихся

«Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего?»

Сможет ли компьютер заменить учителя в будущем? ДА НЕТ

Хотите ли Вы, чтоб вместо педагогов вас обучали роботы-компьютеры? ДА НЕТ

Выскажите, пожалуйста, свое мнение по данному вопросу__________________________________________________

Анкета

«Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего?»

Выскажите, пожалуйста, свое мнение по данному вопросу

В школе будущего роль учителя будут полностью выполнять машины/компьютеры?

Учителя будут, но благодаря технологиям их количество значительно сократится?

Роботы станут помощниками учителей, но не заменят их?

Человек всегда будет учиться у человека.

В результате: было опрошено 33 педагога, 102 учащихся, 55 людей, не связанных с педагогикой; общее число респондентов -ХХ .

В ходе опроса среди обучающихся: 88% обучающихся высказали мнения о том, что компьютер не сможет полностью заменить учителя на уроке

Вот некоторые высказывания:

«От работы на компьютере болят глаза и снижается зрение».

«Нет. Он не может найти подход к каждому. »

22% опрошенных согласились с потенциальной возможностью исчезновения профессии учителя. Их позиция: «Может. На компьютере существует множество различных программ, которые могу помочь в обучении, например: Excel, Access, Word, Virtual Dub Delphi, HTML, JavaScript, PHP, Photoshop, Sound Forge , Компьютерные сети, Flash MX, Java, 3D-Max..»

Изучение анкеты педагогов позволило получить следующие результаты:

компьютер никогда не сможет заменить учителя – считают 95,8 % опрошенных;

Компьютер в достаточной мере облегчает работу педагога считают – 16 %;

Хочу стать посредником в работе с компьютером – согласились 1,6%;

компьютер наносит вред здоровью, что способствует росту нездорового поколения — считают 47% опрошенных педагогов.

Кроме того учителя высказали следующие мнения на данную проблему:

Мнение педагогов:

«Компьютер никогда не сможет полностью заменить человека. Главное отличие человека от других существ — это разум и эмоции. Компьютер может выполнять четко задачу, но способностей к творчеству у него нет. Если ситуация выйдет из под контроля, а заданных условий нет, то он не сможет решить задачу. Эмоции он же вообще не воспринимает, ситуация иногда требует не только разума, но и живого отклика, чувств. Все ситуации предусмотреть не получится, значит в мире есть только один сверх компьютер — человек и его разум»

«Современность невозможно представить без компьютеров, современных средств коммуникации и технических открытий. Компьютер необходим, он может выполнять функции и заменить отдельных работников. Замена всего в мире вряд ли возможна. Причина проста — сбой в системе электроснабжения, поломка, кибер атака — и мировая система рухнет. Компьютер выполнит задачу, не задумываясь о том в чьих руках может оказаться пульт от ядерного оружия или банковских счетов. Человека с его способностями и огромными возможностями нельзя заменить даже самым мощным и современным компьютером»

Мнения родителей:

«Я думаю, что нет, не может, т.к. компьютер не сможет найти индивидуальный подход к каждому ученику, а также если ученик не поймет, то педагог сможет объяснить нужный материал другим способом. К тому же живое общение намного приятнее и развивает какие никакие ораторские навыки. Да и общение нужно для социализации.»

«Нет не смогут, лучший вариант это внедрение новых технологий для более удобного учебного процесса.»

«Мне кажется нет, компьютер это робот, а учитель живой человек, который объяснит, покажет. Найдёт общий язык.»

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод:

Получение информации — это не главное, и даже ее освоение не является основным. Самое важное в процессе обучения — научиться ученикам мыслить. Именно учитель помогает в этом ребенку.

Слишком длительное времяпровождение за компьютером приводит к деградации личности ребенка. Ему сложно формулировать свои мысли, он становится замкнутым и скованным, ощущается дискомфорт в общении со сверстниками, окружающими.

Учитель – как наставник, указывает путь и верную дорогу, способствует формированию гуманистических качеств. Ни одна «машина» не способна на такое, она не живое существо и ей не понятна человечность.

Это все убедительные аргументы в пользу учителя.

Л.С Выготский определяет личность как целостную психическую систему, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. [3]

Учитель играет важную роль в становлении личности. Его деятельность заключается в то, что бы управлять познавательной и сознательной деятельностью обучающихся. Он ставит задачи, делая их каждый раз более сложными, что обеспечивает в свою очередь поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Именно педагог способен создать такие условия, которые поспособствую продуктивному обучению. [4]

Таким образом, мы доказали гипотезу:

«Компьютерные технологии никогда не смогут заменить учителя»

После проведенного анализа ответов можно сделать вывод о том, что компьютеры определенно не могут заменить педагога. Несомненно, современные технологии имеют важную роль в нашей жизни, с их помощью возможно найти массу учебных материалов. Но компьютер – это всего лишь электронная машина, главной задачей которой является решение поступательным задач. Этой машине не свойственны эмоциональные переживания, она не знает, что такое человеческие чувства. Учитель, в свою очередь, полноценно погружен в образовательный процесс. Между педагогом и обучающимся существует связь на эмоциональном уровне. Это и есть самое главное в образовании, т.к. ученики, в первую очередь, нуждаются в заботе и внимании. Пускай мы движется в ногу со временем и новые технологии стремительно врываются в нашу жизнь, но они никогда не смогут заменить педагога.

Читайте так же:
Ибп сколько держит заряд

Список используемой литературы:

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса образования. 1977

Вишняков С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика..1999 . – ххх с.

Выготский Л.С.. Психология развития человека. 2005

Данилова М.А., Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. Под редакцией.1975

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов Высших педагогических учебных заведений.; Под ред. В.А. Сластенина.2002.

Региональная концепция развития профориентационной работы с обучающимися Костромской области. 2016

Профессор-робот

Проверить контрольную и ответить на пару несложных вопросов учеников — с этим искусственный интеллект уже справляется. Но вот способен ли алгоритм «заразить» школьника любовью к литературе или поймать списывающего на экзамене? Доверяют ли железным педагогам дети и видят ли в роботах-учителях авторитет студенты? Вместе с организаторами технологических конкурсов Up Great мы разбирались, что автоматизация сделает с педагогикой: освободит время учителей для творчества или приведет к массовой безработице.

Учитель + ученик + ИИ

— Что мы пытаемся найти? — ожившая мягкая игрушка, напоминающая персонажа «Улицы Сезам», вместе с девочкой лет пяти склонилась над планшетом. Подружки пытаются найти на картинке предметы определенного цвета.

— Нужно что-то лавандовое… — озадаченно произносит девочка.

— Оке-ей, — протягивает мохнатый робот. — Наше слово «лавандовый».

— Тут все синее! Может, вот эта прыгающая девочка? — малышка прикасается к планшету, но из гаджета раздается мелодия, означающая ошибку.

— Я уверена, что в следующий раз у тебя получится. Я верю в тебя! — реагирует игрушка. Она запускает приложение снова и теперь дает девочке подсказку: «Лавандовый — это фиолетовый».

— Да! — ученица находит фиолетовый цветок и бросается обнимать мягкую Тегу.

Интеллектуальный зверь по имени Тега (Tega) — творение робототехников Массачусетского технологического института, которое помогает детям не только учиться, но и развивать социальные навыки. Обучающая система состоит из двух частей: планшета, на котором малыши выполняют задания, и мягкого робота, который выдает подбадривающие комментарии или советы. Еще Тега периодически закидывает голову назад и радостно протягивает: «Уиииии», что, кстати, за ней с удовольствием повторяют дети. А если какой-нибудь проказник снимет защитный экран с ее цифровых глаз, кукла недовольно произнесет: «Эй, вообще-то это мое лицо!».

Искусственный интеллект постепенно проникает в профессии, связанные с обучением и воспитанием, где нужно находить общий язык с учеником, обладать эмпатией и мотивировать ребенка или взрослого справляться со сложностями. Неужели все это по силам роботам? Оказывается, в педагогическом мастерстве они уже многое освоили.

Что может ИИ?

Учить дошкольников. Роботу, который выглядит, как ожившая игрушка, легко завоевать сердца маленьких учеников. Например, почти в 600 детских садах Китая вместе с воспитателями трудятся круглолицые Keeko — машины чуть крупнее домашнего кота, которые умеют загадывать загадки и рассказывать истории. Малыши от такого новшества в восторге, но преподаватели не спешат перекладывать на Keeko все свои обязанности: ребятам до семи лет важно учиться общаться, в первую очередь, с живыми людьми.

Другой пример — желтая игрушечная кошка, которая учит детей играть в шахматы. Робот iCat может давать советы и способен считывать эмоции: если машина понимает, что малышу грустно или тяжело, она дает подсказки или пытается приободрить компаньона. Исследование ученых Технического университета Лиссабона показало, что во время игры с iCat дети 8-9 лет чаще чувствуют, что общаются с интеллектуальным существом, якобы способным испытывать эмоции (в отличие от игры с роботом, который не умеет подбадривать).

Вести уроки и лекции. Одной из первых роботизированных учительниц в мире была гуманоид по имени Сая — в 2009 году она начала вести уроки науки и техники для японских пятиклассников. Вблизи девушка выглядела довольно странно: она умела выражать шесть базовых эмоций, но в ее исполнении они мало чем отличались друг от друга. Дети восприняли железного учителя с интересом и, как отмечают разработчики, сразу после первого занятия принялись тыкать ее пальцами в лицо и щипать. Изначально робота создавали как администратора для офисов японских компаний, а потом решили продемонстрировать детям в качестве яркого примера развития науки. Сая вряд ли стала бы полноценной заменой учителей, признаются создатели машины, но ее помощь может пригодиться в сельской местности, где педагогов часто не хватает.

Сегодня роботов-учителей используют как ассистентов, которые не остаются один на один с аудиторией, а помогают преподавателям, например, с презентациями или тестированием студентов. В 2019 году такой подручный начал работать в Марбургском университете имени Филиппа в Германии — его зовут Yuki. А в лицее при Казанском федеральном университете пару лет назад появилась Eva — та самая обаятельная героиня из мультика «Валли». Глазастый робот на движущейся платформе ассистирует на уроках для 7-9 классов: он может провести диктант или ответить на вопросы.

Робот Ева из КФУ

Показывать опыты. Школьные гербарии и даже микроскопы явно проигрывают технологиям виртуальной реальности, которые могут гораздо эффектнее продемонстрировать ученикам, как проходил полет на Луну или как затонул «Титаник». С помощью проекта Immersive VR Education, например, можно выбрать себе аватара для виртуального обучения, отправиться на сафари, посмотреть на запуск космической ракеты и потренироваться проводить хирургические операции.

Естественнонаучную программу обучения предлагают создатели проекта Labster — виртуальной лаборатории, где можно изучить строение сердечной мышцы, познакомиться физиологией морских котиков и разобраться в трехмерной структуре белков. На своем сайте разработчики пишут, что продукт используют в MIT, Стэнфордском университете и Университете Новой Англии. Другой многообещающий стартап – MEL Science, который основан в России, предлагает современные «наборы юного химика», а также виртуальные уроки, позволяющие разобраться в химических реакциях. Еще один российский проект, VR Chemistry LAB, собирается «овиртуалить» эксперименты и лабораторные работы из школьного курса химии. У них уже разработан цикл VR-уроков для подготовки к ОГЭ по этому предмету, с помощью которого можно сколько угодно ошибаться в смешивании реактивов, и никто при этом не пострадает.

Искать индивидуальный подход. Если школьный учитель еще может удержать в голове, кто из учеников какие темы усваивает лучше, то преподавателю в университете вряд ли удастся найти индивидуальный подход к каждому студенту. Здесь педагогам помогают алгоритмы, позволяющие адаптировать образовательный контент под запросы и особенности ученика. Например, программа для изучения английского Parla, прежде чем предложить задания, тщательно изучает ваши социальные сети и выясняет, через какую тему вас получится заинтересовать английским — через экономику, технологии или, может быть, искусство? Еще Parla анализирует результаты тестов и возвращает ученика к разделу, который нужно повторить, если чувствует, что у него остались пробелы в знаниях.

Читайте так же:
Можно ли зарегистрироваться в инстаграм с компьютера

Российская платформа «Талант» собирает данные участников мероприятий Национальной технологической инициативы (НТИ) и рекомендует, в чем еще им можно поучаствовать. В Великобритании используют платформу Century Tech, в которой обрабатываются данные о расписании, обучающих курсах, достижениях учеников, там даже есть раздел для родителей с аналитикой о прогрессе ребенка. Недавно Фламандский регион Бельгии подписал соглашение с разработчиками продукта: технологию внедрят во всех 700 школах области — это первый в истории пример, когда решение об использовании ИИ в образовании принимается на государственном уровне.

Проверять, как усвоены знания. Сегодня в университетах Китая активно используют программу Rain Classroom, названную по-восточному поэтично: дождь означает образовательные услуги, предоставление которых стало возможно благодаря анализу больших данных (облакам); процесс преподавания ассоциируется с тем, как дождь орошает почву, а потом программа снова собирает данные об учениках и, завершая цикл, загружает их в облако (происходит испарение). Rain Classroom работает на основе китайского мессенджера WeChat: алгоритм помогает проводить экспресс-тестирования, в нем видно, сколько студентов открыли домашнее задание, а под каждым учебным материалом есть кнопка «Я не понимаю», которая позволяет учителю видеть реальную картину прогресса учеников.

Ловить списывающих. Когда образовательные технологии перемещаются из аудиторий в смартфоны и компьютеры, возникает вопрос — как контролировать честность экзаменов, если живого учителя рядом со студентом нет? И тут у искусственного интеллекта есть козырь — автоматический прокторинг, или контроль за дистанционным испытанием. Например, во время экзамена Proctoredu способен увидеть посторонних людей в кадре или услышать лишние голоса, а также заметить, если экзаменуемый часто отводит взгляд от экрана и открывает другие вкладки в браузере.

Воспитывать характер. Школьникам, столкнувшимся с буллингом, современные технологии могут заметно упростить жизнь: благодаря VR-программе FearNot ребята учатся противостоять обидчикам. Ребенка помещают в виртуальную ситуацию травли: он выступает либо в роли жертвы, либо в роли наблюдателя. Он может выбирать ответы для едких придирок и давать советы тому, кого обижают. Идея в том, чтобы научить детей, ведущих себя агрессивно, испытывать сочувствие. С другой стороны, дети, которые не замечены в буллинге, учатся поддерживать сверстников, оказавшихся в непростой ситуации. Говорить о небывалой эффективности метода рано, но исследования показывают, что, например, не вовлеченные в буллинг немецкие школьники после трехнедельного курса занятий проявляют больше эмпатии к виртуальным жертвам.

Развивать социальные навыки. Машина может помочь особенному ребенку получить важные навыки общения. Например, французская разработка по имени Nao смогла завоевать доверие воспитанников начальной школы английского города Бирмингем: дети, которые обычно с трудом идут на контакт, довольно быстро адаптировались и стали называть железного учителя другом. Nao умеет работать и в обычных школах: он сам не решает задачи, а дает подсказки, чтобы студенты самостоятельно разобрались, как выполнить задание.

Сопровождать домашнее обучение. Иммунодефицит, травмы, врожденные заболевания — есть множество причин, из-за которых некоторые дети не могут ходить в школу. Робот-посредник VGo for Remote Students позволяет школьникам на домашнем обучении не просто слушать лекции, отвечать на вопросы и следить за уроком через веб-камеру, но даже болтать со сверстниками на перемене.

Быть доступным 24 часа в сутки. У студентов, которые только поступили в вуз, множество типичных вопросов: где тут столовая, когда начинается пара, можно ли пропускать занятия. В Университете Стаффордшир в этом году начал работать специальный помощник, который никогда не спит и готов ответить практически на любые вопросы. Чат-бот Beacon прекрасно разбирается в расписании, способен заказать студенческий билет или связать студента с преподавателем.

— В первую очередь автоматизируются те задачи учебного процесса, которые можно описать в виде повторяющегося алгоритма, — объяснила Татьяна Даниэлян, заместитель директора по исследованиям и разработкам компании ABBYY. — Например, вся административная работа: составление расписания, распределение нагрузки, ответы на вопросы родителей и учеников. Во-вторых, процессы, связанные с обработкой большого объема данных. С помощью ИИ можно за короткое время проверять сотни тысяч учебных работ. Причем ИИ поможет не только обработать результаты, но и полностью организовать процесс — от расписания экзаменов до контроля над выполнением заданий. В-третьих, ИИ упрощает и делает более доступным удаленное образование, позволяет обучению стать более интерактивным, чтобы не только изучать, но и визуализировать физические и химические процессы, смотреть на модели городов, переживать в виртуальной реальности исторические события. Наконец, ИИ поможет педагогу подготовиться к уроку и выбрать задачи, которых нет в учебниках, но которые соответствуют уровню подготовки ученика.

Хотя технологии ИИ рисуют нам заманчивые перспективы, всем этим разработкам рано или поздно придется масштабироваться — подстраиваться под реальные задачи, где необходимо все быстрее анализировать все большие объемы данных из все большего количества источников. Одно дело — иметь пилотный проект, но совершенно другое — успешно внедрить его на всех этапах обучения человека. И на этом пути кому-то будет суждено разориться, а кому-то — превратиться в компанию-единорога, всего за несколько лет пробившую потолок своей стоимости в миллиард долларов: новый Uber или Airbnb.

Что предстоит сделать? Довести интеллект до ума

— Смотри, Соф, у меня есть целая пачка конфет, у которых завтра заканчивается срок годности. Ты случайно не знаешь людей, которые помогут мне их срочно съесть?

— Она абсолютно новая, Джо. Срок годности истекает через год. И я — синтетик, Джо, я не нуждаюсь в пище.

Так холодно маленькая девочка София, героиня сериала Humans, ответила своему отцу, решившему порадовать дочку конфетами. По сюжету в семье Хокинсов появляется помощница по хозяйству Мия — человекоподобный робот или, как их называют в сериале, «синтетик», насмотревшись на которого, София решает стать таким же неэмоциональным существом, идеально выполняющим работу по дому.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector