Попал в ДТП на кредитном автомобиле: что делать если есть КАСКО или ОСАГО
Попал в ДТП на кредитном автомобиле: что делать если есть КАСКО или ОСАГО
Ни один автовладелец не застрахован от несчастного случая на дороге. Даже опытный водитель может попасть в ДТП. Если авария произошла с участием купленного в кредит автомобиля, ситуация становится еще более серьезной. Кто же оплачивает ущерб? Что делать при попадании в аварию на заемной машине? На какие нюансы стоит обратить особое внимание?
Кто платит за ДТП на кредитном автомобиле
Вопрос о том, кто будет оплачивать расходы, решается в зависимости от особенностей дорожно-транспортного происшествия. Нередко при оформлении кредита на автомобиль собственника ТС обязывают приобретать КАСКО. Причина проста: этот документ включает в себя обязательное возмещение убытков при угоне или аварии.
Наличие страховки обезопасит и автомобилиста, и банк, так как в большинстве случаев страховая компания берет на себя все расходы при ДТП. При оформлении страховки нужно обратить внимание на то, кто именно является выгодоприобретателем. Если в соответствующей графе указан выдавший кредит банк, страхователь не может рассчитывать на получение денег.
Зачастую банки прибегают к такому методу в случае, если автомобиль не подлежит восстановлению или получил серьезные повреждения. Выгодно продать такое имущество не получится, а кредит без залога — огромный риск для банка.
Если же заемный автомобиль получил незначительный ущерб, страховая организация оплатит его ремонт. Владелец машины продолжит выплачивать ее стоимость банку. Страховая фирма, в свою очередь, будет требовать выплат с виновника ДТП.
Самая непривлекательная для собственника купленного в кредит автомобиля ситуация — если он является виновником дорожно-транспортного происшествия. Страховая компания законно откажет в возмещении ущерба даже при незначительных повреждениях (все зависит от оформленного договора страхования).
Если же ТС серьезно пострадает, банк будет вправе расторгнуть договор с виновником ДТП и потребует преждевременного погашения кредита. При отсутствии страховки клиент банка потеряет еще больше: ему придется восстанавливать авто второго участника аварии за свой счет.
Действия при ДТП на кредитном авто
Как и при любом ДТП, первый шаг — вызов сотрудников ГИБДД. Уезжать после аварии категорически запрещено. Не стоит и перемещать объекты на аварийном участке, чтобы не вводить приехавших сотрудников в заблуждение. После уведомления инспекторов нужно выполнить следующие действия:
- Проинформировать страховую компанию. Каждый участник ДТП должен позвонить в свою организацию (вне зависимости от типа страховки: КАСКО или ОСАГО) по указанному на полисе номеру. В некоторых случаях уполномоченный сотрудник страховой фирмы сразу приезжает на место происшествия, чтобы оценить ущерб.
- Вызвать скорую и оказать помощь пострадавшим. Если же вред причинен только транспортным средствам, этот шаг можно пропустить.
- Опросить прохожих. Возможно, кто-то из них сможет стать свидетелем.
- Позаботиться о наличии фотографий: зафиксировать ущерб и положение автомобилей со всех ракурсов.
- Дать пояснения сотрудникам ГИБДД и проследить за составлением документов.
- Уведомить банк о происшествии. Сотрудники кредитора могут потребовать фото, на котором будет виден причиненный авто ущерб.
- В кратчайшие сроки передать страховой организации необходимые документы.
- Получить соответствующую компенсацию. Если же страховая фирма выплатила меньше положенных средств или вовсе отказалась от исполнения обязательств, автовладелец имеет право защитить свои права в судебном порядке, подав иск.
При наличии кредитного автомобиля не стоит пренебрегать помощью страховой компании. Даже самое незначительное повреждение ТС может покрываться страховкой. Не стоит тратить собственные средства при наличии ОСАГО или КАСКО. Также важно всегда уведомлять кредитора об инцидентах, которые способны снизить стоимость авто.
Стандартные действия необходимо предпринимать при любом дорожно-транспортном происшествии (значительном и незначительном), если автомобиль приобретен в кредит. Основные отличия для автомобилистов, владеющих разными договорами страхования (ОСАГО или КАСКО) заключаются лишь в сумме выплат и сроках восстановлениям автомобиля.
При наличии оформленного договора КАСКО
Если клиент страховой компании оформил полис добровольного страхования, для получения компенсации ему нужно подготовить следующий пакет документов:
- Действующий договор страхования — полис КАСКО;
- водительское удостоверение;
- заявление с просьбой о возмещении ущерба (бланк можно получить в офисе страховой организации);
- свидетельство о регистрации ТС (страховые фирмы также принимают оригинал ПТС);
- справки по форме № 154 о дорожно-транспортном происшествии от ГИБДД, которые составляются на месте аварии;
- прочие документы, которые были составлены на мете ДТП (при наличии).
В течение 5 дней с момента аварии указанный перечень должен быть передан в страховую фирму. Желательно сделать это в день, когда произошло дорожно-транспортное происшествие. Оперативность действий позволит быстро получить компенсационную выплату.
Выплата компенсации по КАСКО
Владельцы КАСКО могут обрести положенные средства двумя способами. Так, при незначительных повреждениях, которые легко поддаются восстановлению, страховая фирма оплатит ремонт. Деньги будут перечислены определенной станции техобслуживания, обязанной по договору предоставить свои услуги автомобилисту. В более редких случаях деньги выдаются самому страхователю на руки.
Если водитель попал в серьезное ДТП, вследствие которого транспортное средство получило тяжелый урон, компенсационные средства будут направлены в банк. За счет этих денег будет произведено полное погашение кредита. Вся процедура произойдет без участия заемщика.
Так, при серьезной аварии автомобилист может остаться без денег и без транспортного средства. Однако и его задолженность перед банком аннулируется.
При наличии оформленного договора ОСАГО
Согласно действующему законодательству Российской Федерации каждый автомобилист должен оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности. В подавляющем большинстве прочие виды страховки приобретаются по желанию страхователя.
ОСАГО обезопасит владельца транспортного средства в случае его невиновности в произошедшей аварии. Этот вид договора предусматривает только страхование ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения.
Чтобы получить компенсацию, автомобилист должен предоставить страховой компании следующее:
- Действующий договор страхования — полис ОСАГО;
- Документ, удостоверяющий личность — паспорт и ВУ;
- заявление на возмещение ущерба;
- свидетельство о регистрации ТС;
- справку от ГИБДД по форме № 154;
- прочие оформленные на месте ДТП документы (при наличии).
Если все бумаги в порядке, водитель может рассчитывать на получение компенсации.
Выплата компенсации по ОСАГО
Страховая организация обязана перечислить денежные средства на счет пострадавшей стороны. Получившее деньги лицо может использовать их следующим образом:
- Полностью или частично погасить кредит раньше срока;
- отремонтировать пострадавшее транспортное средство.
В данной ситуации банк не может участвовать в передаче средств и контролировать их оборот, так как пострадавшей стороной является сам заемщик.
При недостаточности ОСАГО
Максимальный размер суммы выплат по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей. В случае, если этих денег недостаточно для возмещения убытков, остаток средств вынужден возместить виновник происшествия. Страховая компания после перевода максимальной суммы не участвует в разбирательстве.
Требовать выплаты пострадавшая сторона вправе в судебном порядке. Для этого необходимо собрать установленный пакет документов, составить и направить иск. Нередко при подобном разбирательстве приходится прибегать к помощи профессионального юриста.
Виноват в ДТП и без КАСКО
Если виновник аварии имеет только полис ОСАГО и не оформил КАСКО при получении автокредита, он не имеет права требовать компенсации. Выплаты предполагаются исключительно пострадавшей при дорожно-транспортном происшествии стороне.
Автомобилист должен ремонтировать свое авто за собственный счет, если оно подлежит восстановлению. В противном случае водитель вовсе остается без транспортного средства. Стоит учесть, что обязательства по долговым выплатам перед банком сохраняются.
Таким образом, стоит оформлять полис КАСКО при получении денег на автомобиль. Эта мера предосторожности поможет избежать необходимости восстановления авто на свои средства. Также при наличии добровольной страховки значительно уменьшается размер процентной ставки.
Машина разбита и восстановлению не подлежит
В случае, если транспортное средство получило непоправимый ущерб, страховая фирма выдает соответствующее заключение. Водитель должен решить, что делать с непригодным к езде автомобилем. Поступить можно следующим образом:
- Отдать ТС на реализацию в страховую фирму и получить стоимость авто.
- Продать транспортное средство на запчасти (из размера страховых выплат будет вычтена цена остатков машины).
Второй вариант встречается реже первого. При происшествии ДТП, участником которого является получившая тотальные повреждения кредитная машина, деньги получит банк. Кредитор направит эти средства на погашение долга.
Разбил машину, а страховки нет: нужно ли платить кредит
Заемщику, придется выплачивать долги по кредиту в любом случае. Выплаты придется производить, даже если у клиента нет КАСКО. Водитель будет платить по кредиту и в случае, если страховая организация не признала произошедшее страховым случаем.
Ошибочно полагать, что при отсутствии движимого имущества, банк не сможет потребовать возврата вложенных средств. По итогам судебного разбирательства кредиторы отсудят ценные вещи клиента или добьются ареста его счетов. Это окончательно испортит кредитную историю должника.
Нюансы при ДТП на кредитом кредитной машине
Езда на кредитном автомобиле возлагает на водителя определенные дополнительные обязательства и дополнительную ответственность. На что следует обратить особое внимание:
- Вне зависимости от способа получения компенсации, клиент банка обязан вносить ежемесячные платежи. Даже если получение выплат затягивается, заемщик не имеет права откладывать собственные обязательства. Долг должен погашаться в соответствии с установленным графиком. В противном случае возникнет просрочка, что влечет за собой определенные последствия.
- При отсутствии компенсации заемщик все равно обязан возвращать долг. Никакие обстоятельства не могут этого отменить. Если же автомобилист откажется вносить средства, против него будет открыто судебное разбирательство. Разбитый автомобиль не будет принят банком в качестве оплаты.
Пренебрежение перечисленными обязательствами может вызвать серьезные последствия. Важно выполнять все установленные требования и не уклоняться от оплаты кредита.
ДТП с участием пострадавшего пешехода упоминается сразу в 3 кодексах Российской Федерации.
Каждый год на дорогах страны происходят тысячи аварий, в результате которых автомобили получают как
Каршеринг – услуга по краткосрочной аренде автомобиля – набирает все большую
Законодательство РФ обязывает каждого автовладельца ежегодно приобретать страховой полис ОСАГО,
Можно ли приступить к ремонту автомобиля до осмотра или выплаты по ОСАГО?
Поврежденные в ДТП автомобили почти всегда нуждаются в ремонте. И логичнее было бы делать машину в любое время, по своему усмотрению. Однако закон Об ОСАГО устанавливает 15-дневный срок, в рамках которого участникам происшествия запрещается ремонтировать транспортные средства. Но это не распространяется на случаи оформления ДТП сотрудниками полиции. Если проигнорировать обязательное требование ФЗ, то виновнику грозит регресс от страховой. Но не пугайтесь – на самом деле всё не так сложно! И далее мы постараемся объяснить, как обстоят дела с ремонтом ТС сразу после аварий.
Можно ли ремонтировать машину после ДТП в 2021 году?
Ответ на этот вопрос содержится в основном законодательном акте, регулирующим правоотношения между страховщиками и страхователями.
И ответ на наш вопрос можно найти в пункте 3 ст. 11.1 ФЗ № 40 Об ОСАГО – процитируем:
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
Всего в нескольких строчках положения ФЗ Об ОСАГО умещается исчерпывающая информация по вопросу ремонта машин после аварии.
Обоим участникам ДТП строго предписано не начинать ремонт и утилизацию автомобилей в течение 15 дней с даты происшествия, если оно оформлялось по упрощенной схеме – европротоколу. Если на месте ДТП работали сотрудники ГИБДД, то ограничения для ремонта автомобиля в 2021 году отсутствуют. Можно восстанавливать ТС хоть на следующий день после аварии.
Итак, если участники составляли европротокол, то 15-дневный срок действует и нарушать его нельзя. Обратите внимание на промежуток времени. 15 дней действуют не с даты подачи документов в страховую, не с даты ответа СК на ваше заявление – а именно с даты автоаварии (без учёта праздничных нерабочих дней). Суббота и воскресенье тоже входят в расчёт этого периода. Например, если ДТП случилось 4 декабря, то 15-дневный срок истечёт 19 декабря. В течение этого срока ни виновник, ни потерпевший не должны приступать к ремонту или утилизации своих машин.
До осмотра страховщиком
Обращает на себя внимание фраза «Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств…». Действительно, страховщик должен оценить ущерб автомобилю потерпевшего для страхового возмещения. Но и машина виновника ДТП может пролить свет на некоторые вопросы, например – соответствуют ли повреждения тому ДТП, которое описано в европротоколе, нет ли старых дефектов, которые не должны возмещаться в рамках ОСАГО и многое другое.
Осмотр и оценка повреждений после ДТП – это обязательная процедура, которую страховщик должен выполнить. Отталкиваясь от результатов экспертизы, СК осуществляет выплаты или выдаёт направление на ремонт автомобиля потерпевшего на станции техобслуживания (СТОА). Осматривать авто и проводить оценку ущерба ТС после аварии должны эксперты. Страховая заключает с ними договор на экспертные услуги.
Но даже если вы уже предоставляли автомобиль на экспертизу – производить ремонт всё равно еще нельзя. Ведь страховая еще ничего вам не возместила.
До выплаты по ОСАГО
Некоторые водители почему-то думают, что им обязательно возместят ущерб деньгами. Однако это заблуждение! Исчерпывающий перечень оснований, когда страховщик выплачивает по ОСАГО в денежной форме приведён в пункте 16.1 ст. 12 ФЗ-40. Далеко не факт, что ваш случай подпадает под эти критерии.
На практике чаще всего выдают направление на ремонт. И если вы отремонтируете автомобиль до того, как страховая направит вас чиниться в СТОА – восстанавливать будет уже нечего. И вы ничего не получите! Согласитесь, обидно? Но таков закон! Именно поэтому спешить с ремонтом автомобиля до того, как вам полностью выплатят страховую сумму по ОСАГО – не стоит.
Но даже если страховая возместила вред деньгами, нет гарантий, что вас устроит насчитанная сумма. Популярная уловка СК в 2021 году занижать размер возмещения по ОСАГО. К примеру, вместо положенных 120 тысяч рублей вам могут выплатить всего 60 тысяч. И тогда придётся требовать доплаты за ущерб. Или вообще оспаривать отказ страховой в возмещении вреда после ДТП.
Во время споров со страховой
Несогласие с решением страховой подлежит обжалованию в рамках закона. Возникает вопрос, можно ли ремонтировать автомобиль в эти сроки? Например, если 15 дней уже истекли, но страховая не хочет возмещать ущерб или насчитала маленькую сумму.
Если у вас есть возможность, лучше повременить с ремонтом машины во время спора со страховщиком. Формально, ФЗ-40 Об ОСАГО не запрещает приступить к восстановлению поврежденного ТС. Но в интересах потерпевшего дождаться решения вопроса в ту или иную пользу. И «виной» тому сам порядок оспаривания решения страховой.
Чтобы было понятнее, вкратце его опишем:
- Страховая отказывает в страховом возмещении либо вы не согласны с размером.
- Подаётся заявление о разногласиях в страховую.
- Ответ СК вновь вас не устраивает или ответа нет.
- Теперь вы обращаетесь с точно такими же требованиями к финансовому уполномоченному – в его компетенции рассмотреть спор и принять решение на досудебной стадии. В том числе, назначить экспертизу. Поэтому ремонтировать машину до проведения экспертизы финупа не желательно. В противном случае оценивать ущерб будут по фото, а они могут исказить реальную ситуацию.
- Финансовый омбудсмен может удовлетворить ваши требования – но и в этом случае вместо выплаты деньгами финуп может обязать страховую выдать направление на ремонт вашего автомобиля. А если ТС уже восстановлено, то и ремонтировать нечего. Страховая выйдет сухой из воды, а ваши расходы на починку разбитой машины никто не компенсирует.
- Наконец, если вы обжалуете решение финупа, то точку в вопросе ставит судья. И снова может последовать решение направить вас на ремонт (вместо выплаты деньгами).
Оптимальный вариант не трогать разбитый после ДТП автомобиль до разрешения спора со страховой. Потом, так или иначе, вы сможете восстановить машину – либо за счёт страхового возмещения, либо в крайнем случае за свои деньги.
Что грозит виновнику за ремонт автомобиля в течение 15 дней после ДТП?
Торопливые виновники аварии, отремонтировавшие машину до истечения установленного законом 15-дневного срока, рискуют нарваться на регресс от страховой. Другими словами, возместить страховщику ту сумму, которую тот выплатил потерпевшему в ДТП.
Но с какой стати мне что-то платить, если автогражданская ответственность застрахована? Наличие действующего полиса ОСАГО убережёт от прямого возмещения ущерба потерпевшему в ДТП. Однако, если вами нарушено обязательное требование не ремонтировать авто в 15-дневный срок, то регресс обоснован.
К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы.
То есть, если страховщик потребует от вас предоставить ему автомобиль на осмотр или экспертизу, а вы уже устранили повреждения и 15 дней не истекли – страховщик вправе выставить регресс. И потребовать от вас выплатить всю сумму возмещения потерпевшему в ДТП.
Бывает, что вы отсчитали 15 дней и после этого отремонтировали машину на СТОА. Но вскоре вам приходит письмо от страховщика с требованием предоставить автомобиль на осмотр. Причём телеграмма была отправлена еще в 15-дневный срок, когда вам было запрещено ремонтировать машину.
Что делать? В такой ситуации лучше сразу связаться со страховой. Далее нужно уведомить СК, что письмо получено вами только что. Страховая так же должна быть в курсе доставки телеграммы (ей приходит уведомление почты о вручении письма адресату, то есть вам). Требуйте от страховой согласовать новую дату и время осмотра или экспертизы автомобиля. Никаких санкций к вам, как к виновнику ДТП, в такой ситуации быть не должно. Но лучше начинать ремонт повреждённой машины через несколько дней после истечения 15-дневного срока. Так сказать, для подстраховки – чтобы отправленное письмо успело дойти.
А что грозит потерпевшему?
Потерпевшему ничего не угрожает. Регресса, как в случае с виновником аварии, он не получит. Однако преждевременное восстановление машины чревато тем, что вы можете попросту не получить страховое возмещение по ОСАГО. Например, если основания для выплаты деньгами отсутствуют, и СК направит ремонтироваться на станцию техобслуживания.
Важное разъяснение Верховного Суда РФ!
Страховая не обязана отказывать в выплате по ОСАГО на том основании, что потерпевший отремонтировал автомобиль сразу после ДТП. На это в своей практике указывал Верховный Суд – в 2020 и 2021 году.
Приведём в качестве примера оба этих решения:
- Верховный Суд разбирал спор истца со СК «РЕСО-Гарантия». Потерпевший в ДТП получил направление на ремонт от страховщика, но восстановление автомобиля не состоялось – истец его попросту не предоставил. Вместо этого он требовал от страховой денежную выплату по ОСАГО на основании независимой экспертизы, но СК оставила это без внимания. После отказа финупа истец самостоятельно отремонтировал автомобиль. Нижестоящие суды и апелляция поддержали страховщика. Однако истец дошёл до Верховного Суда, где по итогу было установлено следующее – в постановлении суда апелляционной инстанции содержится противоречие между выводами о недобросовестности истца и выводами об удовлетворении его требований (частичном возмещении ущерба деньгами). Дело отправили на пересмотр (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 2-КГ21-8-К3).
- Во втором случае истец судился со СК «СОГАЗ». Отремонтировав машину, он обратился за страховым возмещением, но в СК ему отказали. Независимая экспертиза насчитала 1,4 млн ущерба с учётом износа. Истец ходатайствовал еще и о судебной экспертизе. Но суды посчитали это недопустимым доказательством – якобы, машину отремонтировали до экспертиз, страховой случай и размер убытков никак не подтвердить. ВС РФ не согласился с нижестоящими судами. И признал экспертизу правомерной, поскольку она всё же была проведена по направлению страховщика, а также имелись другие материалы дела (Решение ВС РФ № 18-КГ20-9 от 17 марта 2020 года).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ремонт потерпевшим автомобиля до осмотра и/или экспертизы страховой не является основанием для отказа в страховом возмещении. Однако существует риск, что дело дойдет до спора и вам придётся обивать пороги судебных инстанций.
Если авто не подлежит восстановлению осаго
Вопрос: в результате ДТП был существенно поврежден мой автомобиль, в связи с чем подлежал утилизации. Я обратился в страховую компанию, в которой застрахован риск ответственности виновника ДТП, представил все необходмые документы. В итоге мне сказали, что осуществят страховую выплату за минусом годных остатков. Имеет ли право страховая компания учитывать эти годные остатки, что мне с этими остатками делать, я могу их оставить страховщику, так как мне они не нужны?
Ответ: если годные остатки вашего транспортного средства имеются, вы можете передать их страховой компании. А можете не передавать (оставить себе), тогда сумма страхового возмещения будет меньше на стоимость годных остатков. Решать вам. Законодательство не предоставляет возможности страховщику вернуть «годные остатки» потерпевшему в ДТП и при этом вычесть стоимость этих «годных остатков» из страховой выплаты против воли самого потерпевшего.
Нормы права
В соответствии с. п. 18 статьи 12 закона об ОСАГО, размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:
а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;
В соответствии с п. 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела в РФ», в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017 года:
В п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержится следующее разъяснение:
Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) является обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести данное обстоятельство на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).
В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.
Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в утратившем силу постановлении 2015 года
В п.п. 33, 36 ныне утратившего силу постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержалось аналогичное разъяснение:
Возврат годных остатков влечет уменьшение страховой выплаты на величину их стоимости, но возможен только по согласию потерпевшего:
В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 и пунктом 19 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа.
Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести этот вопрос на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).
В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.
Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.
Примеры из судебной практики:
Если годные остатки остались у потерпевшего
«. Суд апелляционной инстанции, установил, что «годные остатки» поврежденного автомобиля остались у истца, но не были им использованы для восстановления транспортного средства. Автомобиль истца был снят с учета в связи с утилизацией, что подтверждено карточкой учета транспортного средства. Таким образом, истец утратил указанное транспортное средство и понес расходы.
Между тем судом не учтено, что в силу части 5 статьи 10 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.
Доказательства того, что истец выразил свою волю на отказ от годных остатков транспортного средства и передал эти остатки ответчику, отсутствуют.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Поскольку в силу закона страховщик возмещает реальный ущерб, соответственно, при наличии годных остатков утраченного имущества страховщиком выплачивается страховая выплата без учета стоимости остатков автомобиля.
Как установлено судом, «годные остатки» автомобиля остались в распоряжении истца, следовательно, вывод суда том, что истец утратил имущество и понес расходы на сумму 13020 руб., не является правомерным. Для правильного разрешения данного спора суду надлежало выяснить у истца, имеются ли ликвидные остатки в наличии, согласен ли он передать их страховой компании и в зависимости от установленного разрешить спор» (Постановление президиума Верховного суда Республики Карелия от 20.10.2010 по делу N 44г-54-2010).
Сумма страхового возмещения, взыскиваемая с причинителя вреда = доаварийная рыночная стоимость – стоимость годных остатков – страховое возмещение
Е. обратился в суд с иском к причинителю вреда в ДТП о возмещении ущерба.
Гражданская ответственность ответчика была застрахована (ОСАГО), страховщик выплатил истцу страховое возмещение в размере 118 650 рублей (лимит страхового возмещения в 120 000 рублей за минусом расходов на проведение оценки по направлению страховщика в размере 1350 рублей).
С решением суда первой инстанции не согласился истец, указывал в жалобе, что сумма ущерба должна составлять разницу между доаварийной рыночной стоимостью автомобиля, стоимостью годных остатков автомобиля и выплаченным по ОСАГО страховым возмещением. Суд, вместе с тем, определяя размер подлежащего возмещению ущерба, ошибочно вычитал стоимость годных остатков из стоимости восстановительного ремонта, а не из доаварийной стоимости автомобиля.
Изменяя решение суда, областной суд указал следующее.
Суд неправильно определил размер суммы, подлежащей взысканию.
Согласно заключению судебного эксперта, поврежденный автомобиль истца с экономической точки зрения ремонту не подлежит, при этом его доаварийная рыночная стоимость составляла 757 000 рублей, а стоимость годных остатков — 252 000 рублей. Рыночная стоимость восстановительного ремонта, признаваемого экспертом нецелесообразным, с учетом износа автомобиля на дату ДТП могла составить 676 348 рублей.
С учетом изложенного общая сумма восстановительного ремонта, подлежащего возмещению истцу, составляет 386 350 рублей (757 000 — 252 000 — 118 650), а не 304 348 рублей, в связи с чем обжалуемое решение в данной части подлежит изменению (из определения Ленинградского областного суда от 10.09.2014 N 33-4590/2014)
Оставил годные остатки у себя – уменьшил сумму страхового возмещения
..Как следует из представленных материалов и учтено судами, «годные останки» (т.е. детали, узлы или агрегаты, пригодные для дальнейшей эксплуатации) пострадавшего автомобиля остались у истца и были использованы им для восстановления транспортного средства.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Поскольку, как указывалось выше, при восстановлении пострадавшего автомобиля истец использовал «годные остатки», стоимость которых составила 19500 рублей, то есть не утратил имущества и не понес расходов на означенную сумму, исключение последней из общей суммы страхового возмещения является обоснованным и соответствует вышеприведенным нормам материального права (Определение ВАС РФ от 23.01.2008 N 17893/07 по делу N А54-161/2007С19).
Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика
КАСКО Тотал или машина не полежит восстановлению – особенности и порядок действий
Одна из важных причин популярности каско — возможность не беспокоиться о поиске средств на новый автомобиль, если нынешний получит серьёзные повреждения. Страховой полис гарантирует, что даже в случае гибели транспортного средства потери владельца будут компенсированы. Однако важно знать, что именно понимают под полной гибелью автомобиля, а также на какое возмещение в этом случае может претендовать владелец.
Что понимают под полной гибелью автомобиля?
Полная гибель автомобиля (или уход каско в тотал) означает, что в результате одного или нескольких страховых случаев автомобиль не подлежит восстановлению. При этом не всегда предполагается, что отремонтировать транспортное средство в принципе невозможно. Часто речь идёт о том, что это экономически нецелесообразно (слишком дорого относительно стоимости автомобиля). Конкретные цифры у разных страховых компаний отличаются, но обычно тотал признают, если цена восстановительного ремонта составляет 70–80% от страховой суммы. Пороговый процент должен быть обязательно указан в договоре.
Частный случай термина — полная конструктивная гибель. Это состояние, при котором восстановить машину для дальнейшей эксплуатации невозможно при всём желании. Однако для страхователя этот нюанс большой роли не играет, а на страховой выплате либо алгоритме действий не отражается.
Варианты расчёта выплат
Страховое возмещение зависит от того, забирает ли в случае тотала авто страховая компания или же им распоряжается владелец.
Выплата с учётом годных остатков транспортного средства
При таком варианте автомобиль остаётся у владельца, а из выплаты по каско вычитается его цена в повреждённом состоянии. Стоимость годных остатков согласно Правилам страхования, определяется по результатам торгов — эта информация есть в договоре.
Выплата при абандоне
Владелец может отказаться от прав на остатки автомобиля в пользу страховщика — это называется «абандон». В таком случае он получает компенсацию, предусмотренную договором, в полном размере.
Нельзя сказать, что один из этих вариантов однозначно лучше другого. Воспользоваться абандоном удобнее: это отнимет минимум времени и сил. С другой стороны, если оставить аварийный автомобиль себе, его можно продать по запчастям. Часто это позволяет выручить намного больше. Также разумно сохранить автомобиль, если вы планируете снова купить такой же: тогда у вас окажется много дополнительных деталей.
Как действовать при наступлении страхового случая?
Как только стало известно о происшествии, необходимо уведомить о нём государственные органы, в компетенцию которых входит расследование. В частности, при ДТП следует обращаться в ГИБДД, при пожаре — в отделение пожарной охраны, при повреждении в результате стихийного бедствия — в Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Уполномоченная организация должна выдать вам документ, в котором раскрываются причины и обстоятельства происшествия, а также подтверждается нанесённый ущерб.
Затем не позднее 10 рабочих дней с момента происшествия нужно подать письменное заявление о страховом событии в страховую компанию. К заявлению прилагается справка из госорганов и ряд других документов: полис каско, паспорт транспортного средства, водительское удостоверение и т. д. Ещё 15 дней страховщик рассматривает ситуацию, после чего выносит вердикт. В сложных случаях этот срок может быть увеличен.
Что делать, если вы не согласны с решением страховой компании по тоталу?
Как правило, в договоре страхования указано, что решение о полной гибели автомобиля принимается на расчета стоимости ремонта оценочной организацией или СТО. При этом и экспертов, и ремонтников выбирает страховая компания. Недобросовестные страховщики могут использовать это условие как лазейку для махинаций. Иногда по сговору с ними СТО намеренно завышают стоимость ремонта. Случай признаётся полной гибелью, хотя на самом деле повреждения не столь значительны. Страховщик выплачивает компенсацию, забирает автомобиль и продаёт с выгодой для себя. Ещё хуже для клиента, если ситуация обратная: коррумпированный эксперт пытается занизить ущерб и не признать страховой случай тоталом.
Кроме мошеннических схем, речь может идти и о непредумышленной ошибке. Так или иначе, если у вас появились сомнения в объективности оценки повреждений, вы имеете право заказать независимую экспертизу в сторонней организации и по её результатам обратиться в суд.
Однако лучше не доводить дело до таких споров. Чтобы их избежать, следует пользоваться услугами проверенных компаний с хорошей репутацией. Выбрав надёжного страховщика, каждый раз при наступлении страхового случая вы будете получать справедливую компенсацию без каких-либо сложностей и задержек.
Новые правила выплат по ОСАГО: Как теперь ремонтировать машину
С 20 сентября вступило в силу положение Банка России о новой методике расчёта стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО. Автомобилисты уже подозревают коварную засаду от страховщиков.
Фото © ТАСС / Александр Рюмин
Все, у кого есть автомобиль, знают, что в соответствии с законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) страховая компания при наступлении страхового случая имеет право самостоятельно решать, осуществить ли ей денежную выплату по полису ОСАГО или направить автомобиль на станцию технического обслуживания (СТО) для восстановительного ремонта. Не секрет, что практически все страховщики в договорах ОСАГО указывают в качестве приоритетной формы возмещения именно ремонт, если только не наступило одно из специально указанных в законе событий (застрахованный автомобиль не подлежит восстановлению; компенсация положена родственникам погибшего в ДТП водителя или самому автовладельцу, получившему серьёзные травмы; пострадавший — инвалид), тогда положены именно денежные выплаты.
Когда данная норма только вводилась, идея восстановительного ремонта за счёт страховщика казалась вполне здравой, ответственные чиновники из Центробанка, который осуществляет надзор за страховыми компаниями, убеждали, что в этом и есть смысл страховки: восстановление повреждённого автомобиля. Но практика показала, что в реальности в большинстве случаев, когда назначается ремонт, автолюбители вовсе не в восторге. Причин тому множество, и главные из них — это неудовлетворительное качество ремонта по ОСАГО и длительные сроки этого самого ремонта. Несмотря на то что законодательно запрещено использовать старые автозапчасти без согласия владельца, автостанции при ремонте зачастую именно так и делают. Дело в том, что стоимость запчастей в справочниках, по которым определяются суммы затрат, положенные на ремонт, занижена, а работать себе в убыток СТО не хотят.
Фото © Агентство «Москва»
В связи со сложившейся ситуацией количество судебных исков к страховым компаниям и жалоб россиян на страховщиков в ЦБ стало лавинообразным. По ОСАГО за июль и август нынешнего года в Центробанк поступило 4800 жалоб, что на 15% больше, чем за аналогичное время 2020-го. Чиновники ЦБ в ответ на вопросы о недоработках указывают, что, мол, как раз в новых правилах, которые вступили в действие с 20 сентября, всё учтено. Теперь ценовые справочники, исходя из которых производится ремонт, будут уточняться по каждому региону отдельно. Их станет больше, они будут чаще обновляться, в том числе с учётом популярности того или иного автомобиля в регионе. И самое главное, теперь из правил исключён пункт, согласно которому с согласия страховщика при ремонте допустимо использование бывших в употреблении запчастей, но это не значит, что их не будут использовать.
Вступила в силу новая методика расчёта стоимости ремонта автомобилей по ОСАГО
— Формально, действительно, новые правила расчёта ремонта по ОСАГО могли бы сделать механизм определения стоимости более понятным для автовладельцев, но на практике никаких позитивных изменений, скорее всего, не произойдёт, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин. — Дело в том, что в этом категорически не заинтересованы страховые компании, которые используют методику ЦБ для того, чтобы снизить свои расходы по выплатам. Именно поэтому в новом документе нет нормативов, определяющих качество выполненных работ. Как показывает практика, если оценку ущерба и объёма предстоящих работ проводит независимый эксперт, назначенный судом, то, как правило, сумма, которую страховщики должны затратить в исполнение своих обязательств, увеличивается на 20–25%. Но не все граждане готовы тратить время и отстаивать свои права в суде. Страховые компании это, конечно, знают и этим пользуются.
И действительно, со стоимостью расходных материалов и запчастей «тумана» в новых правилах ничуть не меньше, чем в старых. Как и прежде, допустимо, чтобы в справочниках, на которые опираются страховщики при расчёте возмещения, можно было указывать усреднённые цены, рассчитанные по сложной формуле. Во внимание принимаются и минимальные цены на запчасти от официального производителя, и медианные (половина цен ниже этого значения, половина выше), по которым их поставляет на свободный рынок неизвестная марка.
Фото © ТАСС / Александр Рюмин
— Разница в цене между оригинальной запчастью и той, которую можно приобрести у несертифицированного производителя, может отличаться в десятки раз, и при этом часто удешевление узла или некоего элемента происходит не за счёт снижения наценки за известное клеймо, а вследствие использования менее качественных материалов, — пояснил Дмитрий Кан, директор московской компании Faeton37.ru, которая занимается оптовой поставкой автозапчастей крупным дилерским центрам. — Ряд автомобилей среднего ценового сегмента при установке на них неоригинальных деталей намного быстрее утрачивают эксплуатационные свойства, что ведёт к скорому повторному ремонту.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), только за прошлый год средний рост цен на автозапчасти в РФ составил порядка 23%, и прежде всего подорожали именно импортные. На этом фоне очевидно, что просто введение новых справочников, которые допускают использование при ремонте по ОСАГО «подходящих» деталей, проблем не решает.
— Нет, не решает, а сохраняет, — утверждает адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив. — Страховщики очень умело воздействуют на автомобилистов и используют справочники только в своих интересах. Формально у страховой есть 20 дней, чтобы принять решение о ремонте по ОСАГО. Но иногда за этот период разыгрывается хитрая схема: страховая отправляет владельца пострадавшего транспортного средства в СТО, заранее зная, что ремонтники не смогут выполнить работу по восстановлению в связи с недостаточностью оплаты по расчёту из справочника.
Сервисы объясняют это автомобилисту и отправляют его обратно в страховую, где ему снова показывают справочник и предлагают снова обратиться в СТО и договориться о заказе более дешёвых запчастей. В сервисе подтверждают, что такое возможно, но придётся ждать и всё равно окончательная цена не гарантирована, но при этом указывают, что есть вариант — подписать допсоглашение, по которому владелец машины обязуется доплатить недостающую сумму за ремонт, и тогда ему даже поставят более качественные комплектующие. Многие россияне на это соглашаются, и это очень устраивает страховые и СТО.