Дополни краткий вариант прочитанной истории словами восстанавливающими
Вариант 16 ОГЭ по русскому языку
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
АУДИО ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ:
↑ ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) эмоции сформировались (предложение 1)
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
3) учёным был приведён (предложение 3)
4) реакции рассматривал (предложение 4)
5) исследования – результат (предложение 5)
↑ ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.
↑ ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
↑ ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Прочтите текст и выполните задания 6-9.
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом.
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
↑ ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Учитель был разочарован тем, что его отправили работать в деревню, а не оставили преподавать в Москве.
2) Учитель понял, что в тяжёлых условиях послевоенной жизни главным для деревенских ребят было не образование, а выживание.
3) Деревенские ребята, которых пришлось учить, в большинстве своём были неграмотными.
4) Кроме литературы, учителю ещё приходилось преподавать химию и биологию.
5) Посёлок Калинов отличает нетронутая робкая природа и люди, почти не тронутые городским душевным развратом.
↑ ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом.
3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
5) Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.
↑ ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
↑ ЗАДАНИЕ 9. СОЧИНЕНИЕ ОГЭ
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
Сочинение 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Анализ стихотворения "Утес" — 6 класс
В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».
В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.
Пример анализа стихотворения 2
История создания
Стихотворение «Утёс» было написано в начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели М. Ю. Лермонтова. Двумя годами позже оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».
Мнения исследователей о том, было ли данное произведение предчувствием ухода, разделяется. Одни считают, что тема одиночества всегда волновала Лермонтова и не была чем-то новым в его творчестве, другие связывают образ утёса с окончательным осознанием того, что человеческая жизнь коротка и хрупка.
Литературное направление
Стихотворение написано в романтической традиции. По духу оно близко произведениям немецких романтиков, например, Генриха Гейне, которого знал и переводил на русский язык Лермонтов.
Род
«Утёс» – лирическое произведение. Оно рассказывает о сокровенных чувствах автора, с помощью конкретных образов прикасается к «вечным» темам.
Жанр
Стихотворение «Утёс» можно отнести как к философской, так и к пейзажной лирике. Эта художественная миниатюра напоминает японский пейзаж с его лаконичностью и глубиной.
Проблематика
Поэт поднимает проблему хрупкости бытия, быстротечности жизни.
Тематика
Тема стихотворения – одиночество. Лермонтов многократно обращался к этой теме.
В «Утёсе» она не связана с противопоставлением личности и социума. Здесь одиночество – вечное и естественное состояние, в котором рождается и умирает каждый.
Идея
Идея произведения состоит в том, что каждый человек изначально одинок, все встречи и привязанности на его пути – временны.
Как тучка, ночующая на груди великана, в краткий срок вырастают и покидают нас дети, уходят родные, друзья, а мы, как всегда, один на один остаёмся с самими собой.
Пафос
Стихотворение овеяно печалью и ощущением неизбежности одиночества.
Система образов и центральные персонажи
В произведении всего два образа – утёс и тучка. Их же можно назвать центральными персонажами произведения. Один из них прикован к земле, огромен, неподвижен. Другой переменчив, лёгок.
Контраст утёса и тучки подчёркивает неизбежность их разлуки. Несмотря на то, что эти две сущности не похожи друг на друга, утёс грустит после расставания, он «тихонько плачет». Каменной громаде не чужды простые человеческие чувства, и в этой малости есть нечто великое.
Лирический герой
Лирический герой, на первый взгляд, отсутствует. Но на самом деле его присутствие разлито повсюду. Он как бы сливается с образом задумчивого Утёса, который плачет при разлуке, несмотря на свою мудрость и древность.
Сюжет
Сюжет стихотворения прост. На склоне утёса ночует тучка. На рассвете она покидает свой ночлег. Покинутый утёс задумчиво стоит в пустыне и плачет. Он успел полюбить тучку, привязаться к ней. Может быть, до этой встречи утёс не знал, насколько он одинок.
Композиция
Композиция стихотворения линейная, одночастная.
Текст разбит на две строфы. Замысел автора укладывается всего в 8 строк.
Художественные особенности
Стихотворение написано с интонацией нежности, задушевности. Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «тучка», «тихонько».
Среди частей речи преобладают прилагательные, которые описывают внутреннее состояние утёса.
Предложения просты по своей структуре, используются инверсии «умчалась рано», «задумался глубоко». Они передают настроение печали, минорную интонацию стихотворения.
Размер, рифма
Стихотворение написано пиррихированным хореем.
Поэт использует кольцевую рифму: АББА ВГГВ.
В стихотворении 2 строфы. Дважды встречается строфический перенос анжамбеман:
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Эти особенности придают тексту необычное звучание, мелодичность.
Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
эпитеты: «тучка золотая», «влажный след», «весело играя»;
олицетворения: «ночевала тучка», «одиноко он стоит… задумался, плачет»;
метафоры: «на груди утёса-великана», «остался след в морщине старого утёса».
Аллитерации с «з», «ч», «с» рисуют прозрачно-невесомый контур тучки, аллитерации с сочетаниями «вл», «пл» передают неподвижность и печаль утёса.
Ассонансы с гласными «у», «о», «а» расширяют пространство произведения, выражают сначала свет и радость встречи, а затем темноту и холод одиночества.
Значение произведения
Стихотворение «Утёс» подводит итог размышлениям Лермонтова об одиночестве. Образ неприступной величественной скалы, расстроенной уходом тучки, выражает глубину страдания, на которую обрекает нас внутренняя пустота.
Это чувство знакомо каждому человеку. Поэт нашёл удивительно точный и мощный образ для его выражения.
Актуальность
Произведение Лермонтова нисколько не устарело. Как и полтора столетия назад, люди чувствуют тоску, оставаясь в одиночестве.
Особенно грустно, когда ты одинок не всегда. У тебя, наконец, появляется привязанность, но и она оказывается временной – вот это по-настоящему горько.
Сердце гордого утёса оказывается мягким и любящим. Так и люди: даже тот, кто кажется всемогущим, хочет любить и быть кому-то нужным.
Моё отношение
Я очень люблю это стихотворение Лермонтова и знаю его наизусть с раннего детства. Мне всегда было жаль Утёс, хотелось погладить его холодные склоны и уговорить беспечную тучку не покидать старика.
Став старше, я понял(а), что Лермонтов говорит не только об утёсе. Его беспокоит краткость человеческой жизни, всех наших встреч и разлук.
Чему учит
Стихотворение «Утёс» учит нас быть внимательнее друг к другу. Мы часто забываем о своих родных и друзьях, бросаясь навстречу новым приключениям, уезжая в другие города.
Мы уходим, а они скучают о нас. Чтобы не испытать подобное одиночество самим, нужно помнить о тех, кто нас любит.
Пример анализа стихотворения 3
- История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.
- Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.
- Композиция – одночастная линейная.
- Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.
- Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.
- Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.
- Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.
- Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.
Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.
Тема
Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.
Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.
Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
Композиция
Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.
В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.
Жанр
Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.
Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.
Средства выразительности
Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:
Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.
Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.
Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.
Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.
Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.
Осваиваем виды чтения
Задача № 17 Фантастические миры
«Возвращение со звёзд» Станислава Лема лишь с огромным трудом можно назвать фантастическим романом. Скорее, автор пишет о человеческих взаимоотношениях, о взаимовлиянии человека и природы.
Лем не первый в истории мировой фантастики ставит вопрос об адаптации человека к окружающей его среде, когда он вдруг попадает в эпоху, отстоящую от его родной на столетия и тысячелетия. Первым здесь был, пожалуй, Герберт Уэллс с его «Машиной времени». Тем не менее Лем с достоинством серьёзного писателя по-новому раскрывает известную уже проблему. Он одновременно ироничен и серьезен, фантастичен и реален, саркастичен и фантасмагоричен. Здесь вы не найдёте его извечных космических кораблей с ламповыми компьютерами, зато попытаетесь познать психологию человека в её многогранности и непредсказуемости.
Прочитайте краткую аннотацию к произведению Станислава Лема. Кратко ответьте на вопросы, используя информацию, данную в аннотации.
1) О чём данное произведение?
2) Какова основная проблема произведения?
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации о теме и проблеме произведения).
1) Это произведение «о человеческих взаимоотношениях, о взаимовлиянии человека и природы». Такова тема.
2) Основная проблема произведения: «адаптация человека к окружающей его среде, когда он вдруг попадает в эпоху, отстоящую от его родной на столетия и тысячелетия».
Вы прочитали краткую аннотацию к книге «Возвращение со звёзд» Станислава Лема. Захотели ли вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.
Прочитайте текст и выполните задания № 3 — 4.
Разве мы одни во Вселенной? Нет! Существует множество цивилизаций!
Тогда среди этого множества должна быть хоть одна цивилизация, которая достигла уровня человеческого развития или даже превзошла его. Но почему они не пытаются вступить с нами в контакт? Может, их отделяют миллионы световых лет и контакт невозможен? А может, они пытаются вступить в контакт, но мы просто не знаем, каким образом они пытаются это сделать. Может, мы, исследуя космос, не догадываемся, что сигнал будет зашифрован в виде обычного космического шума.
Роман основан на реальном поиске внеземных цивилизаций (SETI), автор
просто развивает эту тему шире, чем мы можем себе вообразить. Он показывает, что немалую роль в исследовании космоса играет роль личности.
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).
В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы 1 аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении аннотации.
Прочитайте краткую аннотацию к произведению Станислава Лема. Кратко ответьте на вопросы, используя информацию, данную в аннотации.
1) О чём данное произведение?
2) Каков основной вопрос, волнующий автора произведения?
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации о теме и проблеме произведения).
1) Это произведение о реальном поиске внеземных цивилизаций (SETI).
2) Но почему они не пытаются вступить с нами в контакт?
Вы прочитали краткую аннотацию к книге «Глас Господа» Станислава Лема. Захотели ли Вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.
Прочитайте рецензию и выполните задания № 5 — 6.
Изюминка произведений Рэя Брэдбери в том, что в них найдёт что- то интересное человек любого возраста и любой профессии. Читая книги Брэдбери, мне нравилось бродить по фантастическим мирам. Но более всего, пожалуй, тронуло меня «Вино из одуванчиков», потому как близко к моей жизни: про сорванцов, про добрых бабушек, про загадочных соседей и закадычных друзей. Минимум фантастики и умеренная фантазия, и получается вполне себе моя жизнь.
Не сочтите за дурновкусие, но «Вино из одуванчиков» объединяет в себе качества двух замечательных вещей нашего времени: «Гарри Поттера» и «Доктора Хауса». С первым, пожалуй, всё ясно: во-первых, это целый сказочный мир, построенный на определённом наборе аксиом. Дети и рады рисовать его в своей голове, смешивая с фантазиями. Чего уж там греха таить: и я в нём утонул в своё время. Во-вторых, как герои «Гарри Поттера» растут вместе с их поклонниками, так и рассказы Рэя тем ярче расцветают, чем старше становится читатель.
Что же касается «Хауса», то здесь я хочу сказать о сложности вопросов, которые ставятся перед читателями. В основном это вопросы выбора: между человеком и роботом, между одиночеством и сожительством с искусственным интеллектом. Только в «Хаусе» герои ставятся перед выбором явно. А в рассказах Рэя я сталкивался с уже свершившимся фактом и его последствиями. Мне оставалось лишь право делать выводы.
Есть книги, меняющие мировоззрение, есть книги, меняющие мир. Без сомнения, рассказы Брэдбери есть в обоих списках.*
* http: //interesnyeknigi .ru/2011/09/13/vino-iz-oduvanchikov-rej -bredberi-3 /
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).
В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы один аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении аннотации.
Найдите в тексте рецензии ответы на вопросы:
1) Как ставятся в произведениях Р. Брэдбери проблемы выбора героев?
2) Какова тематика рассказа «Вино из одуванчиков», по мнению автора рецензии?
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации об основах содержания произведения).
1) Ставятся перед героями не явно, а как свершившийся факт с его последствиями.
2) Про сорванцов, про добрых бабушек, про загадочных соседей и закадычных друзей.
Вы прочитали рецензию на книгу Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков». Захотели ли вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.
Прочитайте рецензию и выполните задания № 7 — 8.
Для того чтобы понять, хороша ли книга, мне достаточно прочесть первый и последний абзацы, а также кусочек из середины. Если кусочек радует — можно присмотреться повнимательней. С этой книги началось моё знакомство с творчеством автора, и именно её недавно перечитал уже в третий (. ) раз. Это очень много, учитывая её объём.
Сама книга Ирины Дедюховой «Повелительница снов» — фантастический роман о жизни. советской ведьмы. Вначале, когда читал про детство
героини, казалось, что протирал потускневшее стекло, сквозь которое всё ярче и ярче проступало моё личное детство. Такое впечатление, словно смотрел интересное кино. Такое, которое никогда не снимет ни один режиссёр. Книга очень большая, букв много. Но читается взахлёб. Там есть моменты, в которые хочется смеяться или плакать. Образы яркие, выпуклые. Автор считается «скандальным», но меня интересуют не скандалы, а настоящий «корм для души». И эта книга такой корм реально даёт. Это и развлекуха, и лечение одновременно. Реально, от души советую всем очень-очень.
Она есть в онлайн-библиотеке, я копировал текст оттуда и переносил в телефон, с которого и читал. Ссылку легко найдёте сами, в Сети лежит свободно.
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).
В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы 1 аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении рецензии.
Найдите в тексте рецензии ответы на вопросы:
1) Какие достоинства книги как художественного произведения подчёркивает автор рецензии?
2) Как автор рецензии определяет, стоит читать книгу или нет? Укажите последовательность.
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации о художественных особенностях произведения).
1) Образы яркие, выпуклые. И эта книга такой корм реально даёт («корм для души»),
2) Прочесть первый абзац; прочесть последний абзац; прочесть кусочек из середины; если кусочек радует — можно присмотреться повнимательней.
Вы прочитали рецензию на книгу Ирины Дедюховой «Повелительница снов». Захотели ли вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.
Прочитайте рецензию и выполните задания № 9 — 10.
Бросайте всё и садитесь немедленно читать «Карту времени»! Язык отличный, сюжет закрученный, интрига, юмор, героям сопереживаешь. Единственно, не читайте подробных аннотаций и спойлеров, могут неожиданный поворот сюжета проспойлерить. Официальная аннотация не передаёт и десятой части прелести книги, хотя по сути и верна.
«Роман испанского писателя Феликса Пальмы «Карта времени» можно назвать историческим, приключенческим или научно- фантастическим — и любое из этих определений будет верным. Действие происходит в Лондоне конца XIX века, в эпоху, когда важнейшие научные открытия заставляют людей поверить, что они способны достичь невозможного — скажем, путешествовать во времени. Кто-то желал посетить будущее, а кто-то, наоборот, — побывать в прошлом, и не только побывать, но и изменить его. Но можно ли изменить прошлое? Можно ли переписать Историю? Над этими вопросами приходится задуматься писателю Г.-Дж.Уэллсу, когда он попадает в совершенно невероятную ситуацию, достойную сюжетов его собственных фантастических сочинений.
Роман «Карта времени», удостоенный в Испании премии «Атенео де Севилья», уже вышел в США, Англии, Японии, Франции, Австралии, Норвегии, Италии и других странах. В Германии по итогам читательского голосования он занял второе место в списке лучших книг 2010 года»*.
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).
В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы 1 аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении рецензии.
Найдите в тексте рецензии ответы на вопросы:
1) Какими языковыми средствами автор рецензии выражает своё восхищение прочитанной книгой?
2) Какие проблемы выделяет автор рецензии как основные в книге «Карта времени»?
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации о языковых особенностях, отношении автора рецензии и проблеме произведения).
1) Побудительное восклицательное предложение: Бросайте всё и садитесь немедленно читать «Карту времени»!; прямые авторские оценки книги: Язык отличный, сюжет закрученный, интрига, юмор, героям сопереживаешь; Официальная аннотация не передаёт и десятой части прелести книги.
2) Но можно ли изменить прошлое? Можно ли переписать Историю?
Вы прочитали рецензию на книгу Феликса Пальмы «Карта времени». Захотели ли вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.
Изучающее чтение. Если ты знаешь, что именно эту книгу (статью) нужно прочитать или изучить, проанализировать для получения новой (ценной, интересной) информации, для осмысления каких-либо фактов, явлений, событий и т.п., используй изучающее чтение. Его ещё называют критическое, аналитическое, углублённое, творческое. Цель изучающего чтения — глубокое и полное понимание информации, содержащейся в тексте, выяснение непонятного, определение позиции автора и своего отношения к содержанию текста и мнению автора. Изучающее чтение мы используем тогда, когда нам нужно понять текст до мельчайших подробностей, когда нам необходимо наиболее полно и точно извлечь из текста содержащуюся в нём информацию. Часто предполагается, что эту информацию впоследствии нам придётся воспроизводить или использовать в той или иной форме. Так мы читаем всё, что нам очень нужно для нашей дальнейшей деятельности: важные для нас письма, инструкции, параграфы учебника, материал для контрольных работ и экзаменов и т.п. Изучающее чтение часто сопровождается разными видами фиксирования информации на письме в виде планов, конспектов, логико-смысловых схем текста (например, схем, таблиц, зрительных опор, включающих элементы рисунка, символы) и т. п.*
Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).
В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы 1 аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении рецензии.
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 148, с. 71 — 72
148. Сжатое изложение. Прочитайте и озаглавые текст. Сформулируйте его основную мысль. Какое диалектное слово заинтересовало мичмана? Выделите в каждой части основные факты и действия. Сжато (в 4—5 предложениях) изложите текст.
По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. 5 Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.
Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
— То есть как «замолаживает»? — мичман* смотрит недоуменно.
— Пасмурнеет, — коротко объясняет ямщик. — К теплу.
Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:
«Замолаживать» — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. 4 Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.
(По М. Булатову и В. Порудоминскому)
Комментариий. В сжатом изложении должно остаться самое важное, то главное, без чего текст потеряет смысл. Для сжатия текста мы можем обобщить, например, ряд однородных членов, заменив его обобщающим словом, обобщить придаточные предложения, заменить сложное предложение простым. Можем исключить подробности, повторы, синонимы, некоторые предложения, оставив, разумеется, ключевые слова. Можем упростить, к примеру, предложения с прямой речью или диалог, заменив предложением с косвенной речью. Можем объединить несколько предложений в одно. Таким образом, мы используем синтаксическую синонимию, позволяющую нам изложить те же мысли, но по-другому, например более кратко, лаконично. С помощью замены, исключения, слияния, опираясь на ключевые слова, мы можем сократить текст до необходимых размеров. При сжатии текста мы, однако, должны сохранить основную мысль как текста в целом, так и каждого абзаца (микротемы), если у нас нет цели выборочного изложения.
Основная мысль текста — случай может перевернуть судьбу, надо только уметь вглядываться, вслушиваться в жизнь.
Варианты заглавия текста: «Главный день в жизни», «Решение, перевернувшее жизнь», «Как начинался толковый словарь».
В тексте можно выделить четыре основные части: первый абзац, второй абзац вместе с диалогом, следующие два абзаца, последний абзац.
«Замолаживать» — диалектное слово, которое заинтересовало мичмана.
Основные факты и действия:
первая часть — молодой мичман едет по снежной дороге;
вторая часть — ямщик произносит незнакомое мичману слово, объясняет его значение;
третья часть — мичман записывает заинтересовавшее его слово;
четвёртая часть — это событие послужило началом работы В.И. Даля по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка».
Сжатое изложение:
Как начинался толковый словарь
По серому насту в санях едет молодой мичман, замерзая от холода.
Ямщик тычет в небо, щурит глаз, басит, утешая: « Замолаживает, то есть пасмурнеет».
Мичман записывает в блокнот заинтересовавшее его слово.
Это событие стало главным в жизни мичмана и послужило началом работы В. И. Даля по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка».
Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. 5
(повеств., невоскл., в конце ставится точка, осложнено однородными сказуемыми, которые разделены запятыми)
Проверим себя и оценим свои достижения стр. 36 — 39
Ты прочитал произведения раздела «Чудесный мир классики». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
1. Восстановить последовательность событий по опорным словам и предложениям, иллюстрациям.
2. Составить план произведения.
3. Кратко рассказать о событиях произведения на основе иллюстрации или репродукции картины.
4. Рассказать о герое произведения, сравнить его с другими героями.
Прочитав этот раздел я научился восстановлению последовательности в событиях произведения, а также составлять план произведения.
Могу рассказать содержание произведения по иллюстрациям, описать героя произведения и сравнить их между собой.
Прочитай описания героев. Угадай, о ком идёт речь. Запиши.
«… Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит…» — Рыба-кит.
«… Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор…» — Три богатыря.
«… Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!… Какие пёрышки! Какой носок!… Ведь ты б у нас была царь-птица!…» — Лиса.
«… Худ, смугл, покрыт веснушками… глаза узенькие, губы толстые, вообще был очень некрасив. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся…» — Чечевицын.
Рассмотри иллюстрации. О какой сказке идёт речь? Напиши её название, составь на неё отзыв.
На рисунках мы видим «Сказку о золотом петушке».
Отзыв о произведении «Сказка о золотом петушке»:
Это сказка, написанная в стихотворной форме, с использованием различных приёмов художественной выразительности.
Благодаря этому её не только интересно читать, но ещё и очень легко.
В сказке рассказывается о царе Дадоне, земли которого часто опустошали враги.
Как-то он получил в подарок от Мудреца золотого петушка, который предупреждает о приходе опасности.
Взамен на столь ценный дар Дадон дал обещание дарителю исполнить его желания.
Но горе пришло совсем неожиданно.
Дадон влюбился в Шамаханскую царицу. Она пленила сердца и его сыновей.
Когда сыграли царскую свадьбу, пришёл Мудрец с напоминанием, что пора отдавать долг.
Но из-за своей жадности, царь лишил Мудреца жизни.
По этой причине петушок клюнул Дадона по голове, от чего тот умер.
Мораль произведения такова: своих слов и обещаний надо придерживаться и не терять голову от различных соблазнов, в том числе от красоты.
Рассмотри иллюстрации. О каком рассказе идёт речь? Запиши его название и восстанови последовательность событий
Иллюстрации к произведению «Мальчики».
План произведения:
1) Володя привозит в свой дом Чечевицына
2) Друзья рассматривают карту.
3) Друг убеждая Володю поехать в путешествие, рычит, как тигр и хвалит далёкие страны.
4) Возвращение домой
5) Выбери любую часть рассказа. Составь её план.
Выберите один из вариантов ответа:
Вариант 1) План к первой части «Мальчики» Чехова — «Приезд мальчиков».
1. Предвкушение и встреча гостей.
2. Приезд Володеньки.
3. Незнакомый мальчик.
4. Мнение семьи о Чечевицыне.
5. Гостеприимство Королёвых.
Вариант 2) План ко второй части рассказа — «Побег».
1. Товарищи готовятся к побегу.
2. Космические мечты.
3. Неуверенность Володеньки.
4. Настойчивость Чечевицына.
Вспомни русскую народную волшебную сказку, которая тебе нравится. Запиши её название и составь план.
Выберите один из вариантов ответа:
Вариант 1) Мне нравится сказка «Царевна — лягушка».
1. Отец и его сыновья.
2. Поиски второй половины.
3. Невеста младшенького оказалась лягушкой.
4. Проверка избранниц.
5. Иван поступает не подумав.
6. Пропала царевна.
8. Битва со Змием.
10. Пышное торжество.
Вариант 2) Мне нравится сказка «Морозко».
1. Падчерица и родная дочь.
2. Злая мачеха отправила падчерицу в лес.
3. Одиночество в лесу.
4. Знакомство с Морозко.
5. Дар от Морозко.
6. Девочка возвращается в дом.
7. Мачеху мучает зависть.
8. Женщина послала к Морозко кровную дочку.
9. Невоспитанность привела к замораживанию.
Прочитай план сказки «Ашик-Кериб» на с. 32. Выдели и запиши, что в сюжетах русской народной волшебной сказки и сказки Лермонтова является:
Общим: Русская волшебная сказочка и сказочка «Ашик-Кериб» объединяет: фантастические элементы, волшебные предметы, наличие позитивных и негативных героев, хороший конец, троекратные повторы.
В волшебных сказках русского народа, как и в сказке Лермонтова часто история заканчивается свадьбой.
Различное: В творчестве любого народа авторы неизвестны, а «Ашик-Кериб» написал Лермонтов.
К тому же персонажи Лермонтова ранее нигде не встречались, их нет в других произведениях. «Ашик-Кериб» написан стилизованным языком и имеет несколько сюжетных линий.